17.08.2020

Умерший в XVII веке епископ помог выяснить происхождение туберкулеза

4.5

Шведские антропологи обнаружили в останках епископа по имени Педер Йенсен Винструп, умершего в 1679 году, превосходно сохранившуюся ДНК палочки Коха. На основе анализа ее генома ученым удалось показать, что туберкулез появился в период неолита.

Портрет епископа Педера Винструпа / ©phys.org

Результаты работы ученых опубликованы в журнале Genome Biology. Антропологи из Шведского историко-естественного музея обнаружили небольшие отвердения в легких епископа, имевшего датско-шведское происхождение и умершего в XVII веке. Кальцитовые образования оказались следствием перенесенного туберкулеза.

При поддержке коллег из Института истории человечества Макса Планка исследователи смогли извлечь из них геном палочки Коха. И не зря: ДНК микобактерии оказалась в превосходном состоянии, которое крайне редко можно ожидать от столь древних останков. А поскольку ученые знали точную дату смерти епископа, они смогли проследить происхождение возбудителя.

В итоге выяснилось, что туберкулезная палочка отделилась от общего предка всего от двух до шести тысяч лет назад: это опровергает ранее высказанную гипотезу о том, что туберкулез сопровождает человечество уже очень давно — возможно, еще со времен выхода из Африки.

Такое мнение в 2014 году высказали ученые из Тюбингенского университета (Германия) и Университета штата Аризона (США), реконструировавшие три древних генома палочки Коха из Южной Америки времен, предшествовавших контакту с европейцами. Между тем другие ученые давно подозревали, что туберкулез сопровождает человечество не более шести тысяч лет, с неолита и начала одомашнивания диких животных.

Эта мысль часто подвергалась скепсису, поскольку в распоряжении научного сообщества не было ничего, кроме древнего генома, не характерного для современных штаммов микобактерий. Благодаря новому исследованию удалось показать, что туберкулез появился в неолите.

«Переход к неолиту, по всей вероятности, сыграл большую роль в появлении многих патогенов человека», — говорит один из авторов исследования Дениз Кюнерт. Однако ученые не спешат делать окончательных выводов и считают, что более убедительные доказательства неолитического происхождения палочки Коха можно получить только при исследовании еще более старого генома бактерии. Хотя, добавляют авторы работы, ДНК такой давности едва ли сохранится так же хорошо, как геном, обнаруженный в останках епископа.