Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
14 сентября
15 920

Ученые нашли надежный способ успокоить плачущего младенца

6.4

Маленькие дети часто плачут, и неопытным родителям порой непросто бывает успокоить чадо, никак не желающее уснуть. Теперь, похоже, у них появится относительно надежный способ это сделать, в экспериментальных условиях сработавший более чем в половине случаев: нужно взять ребенка и пять минут походить, просто держа его на руках.

©Giphy

У многих млекопитающих хорошо изучен феномен изменения поведения детеныша, которого родитель переносит с места на место. Как только мать или другой взрослый зверь берет малыша за загривок, его сердцебиение замедляется, и даже самый непослушный котенок или щенок поджимает лапы и ведет себя тихо и послушно, пока не будет опущен на землю.

Такая реакция наблюдается у самых разных животных, от мышей до приматов, поэтому команда исследователей решила изучить, наблюдается ли такая же реакция у человеческих детей. В этом эксперименте они попросили поучаствовать 21 пару из матери и ребенка; самые младшие дети были новорожденными, самым старшим исполнилось семь месяцев.

Исследователи измеряли скорость успокоения плачущих детей в четырех ситуациях: пока они лежали в кроватке, пока их раскачивали в люльке, пока матери сидели вместе с ними или пока матери ходили с ребенком на руках. Оказалось, что эффективнее всего успокаивают малышей движения: раскачивание в люльке или хождение с ребенком на руках уже через 30 секунд приводили к сокращению частоты сердцебиения и уменьшению плача.

Более того, если матери в течение пяти минут ходили с ребенком на руках, 46 процентов детей заснули по истечении этого срока, а 18 процентов заснули еще через минуту. Однако сон их оказался чутким: когда младенцев укладывали спать в кроватку, более трети пробуждались в течение 20 секунд. Сняв электрокардиограмму, ученые выяснили, что частота сердечных сокращений младенцев увеличилась в ту секунду, когда мать спустила их с рук.

У горилл детеныши тоже успокаивается, если мать носит их на руках / © phys.org

Единственным способом «укрепить» сон оказалось длительное ношение на руках: те дети, которых мамы пять-восемь минут проносили спящими на руках, просыпались с меньшей вероятностью после того, как оказывались в кроватке. Теперь ученым предстоит установить, подходит ли такой способ для постоянного использования, или постепенно сроки ношения на руках придется увеличивать.