15.10.2021
Елена Синицкая
1 245

Американский исследователь нашел источник мрамора для Аполлона из Делоса

3.2

На днях геоархеолог Скотт Пайк на заседании Американского Геологического общества (GSA) сообщил о находке мраморного месторождения, откуда происходит знаменитый Аполлон — Колосс Наксианский из греческих Киклад.

Аполлон, остров Делос
Фрагмент статуи Аполлона / Ken Sheedy, Macquarie University, Australia

Архипелаг Киклады в южной части Эгейского моря в III–II тысячелетии до нашей эры стал для античного мира культурным и политическим центром. В эпоху бронзы здесь сложилась кикладская археологическая культура, родственная минойской. Ее центром стал остров Делос (Дилос). Греческая мифология сделала Делос местом рождения божественных близнецов — Аполлона и Артемиды. Остров стал святилищем Аполлона и местом паломничества жителей всех греческих городов-государств, наравне с Афинами, Олимпией, Дельфами и другими эллинистическими центрами.

Одна из самых известных находок в святилище острова Делос — часть гигантской мраморной статуи. По мнению исследователей, ее полная высота — около 33 футов (более 10 метров). Ученые считают скульптуру колосса изображением Аполлона и относят к куросам. Курос (κοῦρος) — вертикальная фигура обнаженного молодого мужчины, выполненная в стилистике греческой архаики. В ней угадывается влияние египетского изобразительного искусства. Иногда специалисты заменяют наименование «курос» термином «архаический Аполлон».

На сегодня сохранились лишь некоторые части статуи: фрагменты туловища, ступни и кисти. Надпись на уцелевшем основании колосса «ΝΑΞΙΟΙ ΑΠΟΛΛΩΝΙ» переводят как «Наксианцы Аполлону», что недвусмысленно указывает на его происхождение с острова Наксос. Исследователи считают, что статую в виде заготовки весом около 30 тонн перевезли на Делос на двух соединенных кораблях и завершили после установки на постоянное место.

Археологические находки на острове Делос, архипелаг Киклады, Греция / Wikimedia Common

О том, что мраморные каменоломни северной части Наксоса активно использовали  в античное время, ученые знали и раньше по следам добычи камня и нескольким большим куросам, найденным здесь. Тем не менее физико-химические исследования и анализ текстуры мрамора разных фрагментов Аполлона показали совсем другой состав камня.

Американский геоархеолог Скотт Пайк из Университета Уилламетт вооружился методами анализа стабильных изотопов и после двухлетних поисков обнаружил месторождение сырья, из которого сделали Делосского Аполлона. Он обследовал южную оконечность Наксоса и нашел небольшие выходы мрамора подходящего химического состава, ранее не известные ученым и местным жителям.

Теперь Пайк планирует сопоставить сырье из этой местности с другими мраморными изваяниями бронзового века и, возможно, расширить представления ученых о торговле и влиянии региона.