5 189

Космический корабль «Буран» подвергся вандализму

2.9

Неизвестные разрисовали советский корабль «Буран» несколькими надписями. Это второй из аппаратов такого типа: первый был уничтожен во время обвала крыши в монтажно-испытательном корпусе в 2002 году.

«Буран» / ©РИА Новости

Одну из главных гордостей советской космической индустрии — челнок «Буран» — разрисовали граффити. «Добро», «Юра, мы приехали», «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле» — гласят надписи на корабле.

По словам одного из авторов граффити, чтобы попасть на космодром Байконур, где хранится «Буран», он вместе с друзьями шел по степи два дня. В одном случае автор утверждает, что группу сопровождал некий проводник, в другом — что его не было. «В любой момент тебя может поймать патрульная машина с полицией, которых там очень много. Мы шли ночью, нас не раз замечали прожекторы, к которым мы подходили очень близко», — рассказал он.

«Буран» / ©РИА Новости

В российском космическом ведомстве отреагировали на инцидент. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин распорядился взять под охрану монтажно-заправочный корпус, где находится челнок, а также макет «Бурана».

«Буран» / ©РИА Новости

Подвергшийся акту вандализма челнок — второй (степень готовности — 95-97%) летный образец «Бурана». Первый был полностью уничтожен в 2002-м, когда в монтажно-испытательном корпусе обвалилась крыша.

Второй летный экземпляр должен был совершить полет в автоматическом режиме со стыковкой со станцией «Мир», но осуществить план не получилось. Таким образом, на счету «Бурана» — всего один испытательный пуск, который провели в беспилотном режиме 15 ноября 1988-го. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» свернули, а в 1993-м проект окончательно закрыли.

«Буран» / ©РИА Новости

В 2000-х в России активно вели разработку существенно видоизмененного проекта многоразового космического корабля «Клипер», который должен был сменить советский «Союз». Затем и этот проект решили закрыть, а в качестве перспективного космического корабля выбрали «Орел» (ранее известен как «Федерация»). На его основе могут создать уменьшенный «Орленок», который рассматривают как инструмент для доставки космонавтов на Луну.

Ранее в качестве даты первого испытательного запуска «Орла» для проверки критических операций взлета и посадки назвали 15 декабря 2023 года. Аппарат запустят при помощи ракеты-носителя «Ангара». Первый пилотируемый старт корабля нового поколения должен состояться в 2025-м.

«Орел» / ©Роскосмос

Помимо «Орла» (и его возможных модификаций), в будущем у России может появиться еще один новый космический корабль. Его проектом занимается НПО «Молния», создавшая «Буран».

У красного карлика в 72 световых годах от нас нашли планету практически земных размеров. При этом масса ее в разы больше, чем у Земли, что говорит об очень высокой плотности этого далекого и необычного мира.

Клетки, приводящие в движения листья стыдливой мимозы, оказались заключены в «корсет», который заставляет их расширяться в нужном направлении.

Ученые из МФТИ впервые без привлечения экспериментальных данных рассчитали кривые плавления циркония и гафния, что имеет решающее значение для понимания тепловых свойств и фазовых диаграмм этих металлов и обеспечит их безопасное применение в ядерной энергетике. Команда также сравнила свои результаты с экспериментальными данными по плавлению циркония и обнаружила хорошее согласие.