16.06.2023
ИФХЭ РАН

В ИФХЭ РАН разработали металло-каркасный адсорбент на основе лантана

В лаборатории сорбционных процессов ИФХЭ РАН получен патент на металлорганическую каркасную структуру (МОКС) бензолтрикарбоксилата лантана (III) La-BTC и способ ее получения. МОКС представляет собой микропористый адсорбент с прецизионной пористой структурой и узким распределением пор по размерам. Оптимизация технологических процессов и понижение температуры синтеза позволили сократить энергозатраты при его производстве. Размер пор оптимален для адсорбции углекислого газа, поэтому МОКС на основе лантана может быть использован для очистки технических газов.

Адсорбент на основе лантана / ©Пресс-служба ИФХЭ РАН / Автор: Ольга Кузьмина

«Для промышленной очистки технических газов, которые образуются, например, при сжигании топлива, — рассказал один из авторов работы, аспирант лаборатории сорбционных процессов ИФХЭ РАН Александр Гринченко, – выдающихся адсорбционных характеристик недостаточно. Металлорганическая каркасная структура должна обладать высокой температурной стабильностью и механической и циклической устойчивостью при сорбции — десорбции».

Синтезированная МОКС имеет удельную поверхность от 700 до 850 кв.м/г. Радиус микропор — 0.35 -0.4 нм, что соизмеримо с размером молекулы углекислого газа. Эксперименты показали, что микропористая структура сохраняется до температуры 500 градусов.

Металлорганические каркасные структуры — это класс микропористых адсорбентов, структура которых формируется ионами металлов, координированных (соединенных) полиорганическими лигандами. Они имеют регулярную структуру, что обеспечивает узкое распределение пор по размерам.

«Существует огромное разнообразие и органических лигандов, и катионов металлов, — объяснил Александр Гринченко. — Подбирая пары «металл-лиганд» и варьируя условия синтеза, которые сильно влияют на итоговую микропористую структуру, можно синтезировать адсорбенты с самыми многообещающими свойствами для решения конкретной промышленной задачи».

Структура синтезированного соединения / ©Пресс-служба ИФХЭ РАН

В лаборатории сорбционных процессов ИФХЭ РАН также недавно был запатентован МОКС-адсорбент на основе иттрия с повышенными адсорбционными свойствами по водороду. «При синтезе углеродных адсорбентов не удается добиться такого узкого распределения пор по размерам, как у металлорганических структур. Поэтому для молекулярных сит, предназначенных для того, чтобы «отсеять» молекулы определенного газа, МОКС-адсорбенты оказываются очень эффективными. Они могут найти применение в зеленой энергетике для аккумулирования газов, разделения газовых смесей, детектирования химических соединений в адсорбционных сенсорах», — подвел итог Александр Гринченко.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина Российской академии наук — один из ведущих химических институтов Российской академии наук. Насчитывает более 800 сотрудников, среди которых 7 академиков, 9 членов-корреспондентов РАН, более чем 100 профессоров и 260 кандидатов наук. Проводимые в ИФХЭ РАН фундаментальные и прикладные исследования характеризуются многопрофильностью и включают следующие научные направления: поверхностные явления в коллоидно-дисперсных системах, адсорбция, физико-химическая механика; супрамолекулярные и наноразмерные системы для использования в современных высоких технологиях; химическое сопротивление материалов, защита металлов и других материалов от коррозии и окисления; химия и технология радиоактивных элементов, радиоэкология и радиационная химия; электрохимия. Успехи сегодняшних исследований опираются на уникальную экспериментальную базу Центра Коллективного Пользования, позволяющую решать практически любую задачу физико-химического исследования вещества или свойств его поверхности разнообразными современными методами. В их числе: электронная микроскопия и рентгеновский микроанализ, рентгеноструктурный анализ, рентгеновское малоугловое рассеяние, атомно-адсорбционный анализ, эллипсометрия, аннигиляция позитронов, хромато-масс-спектрометрия, инфракрасная, рамановская, фотоэлектронная, электронная спектроскопия, ядерный магнитный резонанс.