Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психолог из СПбГУ обнаружила связь между увлеченностью интернет-мемами и уровнем интеллекта
Доцент кафедры общей психологии СПбГУ Ольга Щербакова выяснила, как изменилось восприятие многозначных текстов в России. Полученные результаты свидетельствуют, что используемые психологами критерии нормы, возможно, заслуживают пересмотра.
Эти данные приводятся в ряде научных публикаций, последняя из которых вышла в журнале «Вопросы психолингвистики» в 2019 году. Цикл из десяти научных статей Ольги Щербаковой одержал победу в Конкурсе научных трудов имени Б. Г. Ананьева в номинации «Лучшая научная работа года среди молодых ученых». В них исследователь описывает когнитивные механизмы, лежащие в основе решения задач, понимания текстов и преодоления информационной многозначности.
По мнению Ольги Щербаковой, понимание текстов, имеющих несколько смыслов, является отличной моделью для изучения работы человеческого интеллекта. Лежащие в его основе механизмы она изучала на феноменологическом, поведенческом, психофизиологическом и генетическом уровнях. При этом исследовалось понимание вербальных шуток, двойственных изображений, притч и проблемных ситуаций здоровыми испытуемыми, а также лицами, страдающими психическими заболеваниями.
Как и ожидали психологи, у пациентов с психическими заболеваниями понимание юмора оказалось снижено. В частности, такие испытуемые могли чрезмерно сочувствовать герою истории или, наоборот, ограничиться механистичным воспроизведением интеллектуальной структуры шутки, не проявив никакой эмоциональной вовлеченности.
Удивление авторов вызвало другое — восприятие многозначных текстов обычными испытуемыми в возрасте от 18 до 29 лет также не соответствовало существующим в психологии интеллекта представлениям о норме, в соответствии с которым взрослые здоровые люди должны быть чувствительны к потенциальной множественности значений и уметь реконструировать переносный смысл речевых сообщений.
Это признаки понятийной формы мышления, традиционно считающейся одной из высших познавательных функций, которой обладают взрослые, образованные, когнитивно сохранные люди, принадлежащие к культуре западного типа. В частности, у испытуемых возникали трудности с сопереживанием и поиском дополнительных смыслов в истории. В общей сложности участниками исследований на тему понимания юмора и других видов переносного смысла стали более 300 человек. 
Один из примеров шуток, с которыми имели дело испытуемые, выглядит так:
Беседуют два друга: 
— Ну и чем закончилась ваша ссора с девушкой? 
— Она приползла ко мне на коленях! 
— Ничего себе! И что сказала? 
— Вылезай из-под кровати, я больше на тебя не сержусь!
«Здесь важно уловить ключевое для понимания смысла выражение «приползла на коленях», которое обычно понимается как метафорическое обозначение крайней степени раскаяния и мольба о прощении, — объясняет Ольга Щербакова. — Но так как шутки часто строятся на нарушении ожиданий реципиента, здесь эффект комического возникает за счет того, что «приползание на коленях» имеет противоположное значение (сообщить собеседнику о том, что на него больше не сердятся) и должно пониматься не как метафора, а как буквальное действие, имеющее практический смысл (удобнее донести информацию до того, кто прячется от страха под кроватью)».
При этом, по словам психолога, если открыть любой современный учебник по психологии мышления, там будет написано, что подобная уплощенность и буквальность мышления является симптомом серьезного интеллектуального дефицита.
«Тем не менее я бы не стала паниковать. Можно говорить о том, что многим людям сейчас действительно непросто выполнять некоторые интеллектуальные операции, которые раньше считались базовыми для ученика средней школы, причем не самого успевающего. Сейчас на планете живет несколько поколений людей, выросших в принципиально разных информационных условиях и поэтому использующих различные интеллектуальные практики. И это означает, что для одних в плане интеллектуальной деятельности нормально одно, для других — другое, для третьих — третье», — считает Ольга Щербакова.
Различия в познавательных способностях представителей различных поколений становятся еще явственней при рассмотрении результатов исследований, связанных с юмором. Так, устное рассказывание смешных историй воспринимается молодежью как анахронизм, а смысл многих, даже сравнительно простых анекдотов становится непонятен ее представителям. Юмор во многом ушел в интернет — участники исследования отправляют друг другу мемы в социальных сетях или показывают их на экранах телефонов при личном общении. Используя молодежный сленг, можно смело утверждать, что «мемчики в топчике», — в моде смешные картинки с подписями. Другие черты современных шуток — краткость и ситуативность.
По мнению Ольги Щербаковой, одним из объяснений сложившейся ситуации могут служить процессы, происходящие в современном школьном образовании, а также многократно увеличившийся поток информации, с которым мы сталкиваемся ежедневно. «За день среднестатистический современный человек перерабатывает такой объем информации, который он раньше мог обрабатывать в течение недели. При этом большая часть этой информации — заведомый мусор. Однако он организован настолько ярко и эмоционально, что молодым людям, у которых еще не полностью сформированы навыки мышления и интеллектуальная самостоятельность, очень сложно ему сопротивляться, — рассказывает Ольга Щербакова.
— Информация устроена так, что сама направляет человека. Сначала яркий заголовок, потом жирным шрифтом выделена мысль, которую автор считает главной, затем акцент делается на другом высказывании и так далее. Получается, что читатель постепенно разучивается самостоятельно «просеивать» текст, решая для себя, на что тратить свое время, а на что нет, какая мысль существенная и заслуживает более глубокой проработки, а какая — второстепенная и не требует серьезного внимания. Если этому не учить специально, мышление может остаться на подростковом уровне».
Бороться с существующей тенденцией путем агрессивного внедрения устаревших стандартов психолог считает неприемлемым: «Многие классические учебники по психологии писались десятилетия тому назад. Изменилась среда, и люди адаптируются к ней. Для того чтобы добиться успеха, требуются уже совершенно другие навыки, чем раньше. Правильней пересмотреть существующие нормы с помощью масштабных исследований. Это потребует больших организационных и финансовых затрат, но это благородное дело. Потому что делать заключения о диагнозе или психическом статусе человека, опираясь на устаревшие нормы, — это как минимум некорректно».
Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.
Ученые из коллаборации LIGO, VIRGO и KAGRA впервые зафиксировали гравитационно-волновые события, указывающие на существование черных дыр второго поколения — «потомков» предыдущих слияний. Открытие позволит понять, как именно во Вселенной рождаются сверхмассивные черные дыры.
По расчетам ученых, для высокоразвитой внеземной цивилизации самым разумным было бы обосноваться у самого центра Млечного Пути, на близкой орбите вокруг сверхмассивной черной дыры: там эффект замедления времени позволяет облететь и исследовать Галактику в кратчайшие сроки.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.
В последние годы содержание кошек дома без возможности свободного выгула все чаще преподносят как идеальную модель, которая ограждает дикую фауну от нападений и обеспечивает благополучие самих питомцев. Подобные утверждения в разных частях мира звучат от некоторых защитников природы и представителей властей. Однако группа ветеринаров из Австралии и Дании недавно раскритиковала такой подход. Ученые не спорят с тем, что кошки влияют на уязвимые экосистемы и что ограничение их свободы — действенная мера по смягчению этого эффекта. Тем не менее исследователи настаивают, что жизнь в изоляции для питомцев совсем не благо. Заявляющие обратное как минимум ошибаются, а в худшем случае намеренно вводят общественность в заблуждение.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
 
        Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно 
      Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно 
      Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно 
	        Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

 
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
   
   
   
   
   
   
  