37 137

Ученые объяснили эволюционный смысл мастурбации

5.4

Исследователи из Великобритании и США выяснили, зачем приматы мужского пола занимаются стимулированием своих половых органов.

Ученые объяснили эволюционный смысл мастурбации
Ученые объяснили эволюционный смысл мастурбации / ©Getty images

Мастурбация распространена среди животных, но особенно этим делом любят заниматься приматы (в том числе люди). Цели такого поведения не вполне ясны с эволюционной точки зрения. Стимулирование собственных половых органов всегда считалось или отклонением в поведении, или побочным продуктом сексуального возбуждения.

В прошлом году японские ученые уже изучили поведение 12 взрослых самцов шимпанзе из заповедника города Кумамото. Выяснилось, что некоторые особенности их полового поведения напоминают таковое у мужчин-людей. У восьми из 12 особей наблюдалась ночная эрекция (причем неоднократно), хотя все они содержались без самок.

Кроме того, исследователи зафиксировали у них движения, очень похожие на мастурбацию. Такое явление у шимпанзе наблюдали и раньше (даже с использованием подручных предметов), но не по ночам, сразу после спонтанной ночной эрекции. Этот факт указывает на то, что животные, возможно, могут видеть нечто вроде эротических сновидений.

При этом есть данные, что мастурбация у мужчин-людей улучшает качество спермы, но зачем это делают шимпанзе — неясно. Ученые из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) и Калифорнийского университета (США) решили больше узнать об этом вопросе, собрав самый большой в истории набор данных о мастурбации приматов: они сопоставили информацию почти из 400 источников, включая 246 опубликованных научных работ, 150 анкет и личных сообщений приматологов и смотрителей зоопарков. Свои выводы исследователи представили в журнале Proceedings of The Royal Society B.

Ученые обнаружили, что мастурбация имеет долгую эволюционную историю среди приматов, и, скорее всего, такое поведение наблюдалось у общего предка обезьян и людей. Проанализировав имеющиеся данные, исследователи пришли к выводу, что мастурбация может быть полезна сразу по нескольким причинам.

Во-первых, этот процесс позволяет самцам выделять сперму низкого качества, чтобы «приберечь» более качественную для совокупления непосредственно с самкой. Это и понятно, ведь такая семенная жидкость с большей вероятностью будет превосходить сперму других самцов. Ученые нашли подтверждения этой гипотезе, выяснив, что мастурбация развивалась в условиях высокой конкуренции с другими самцами.

Команда также нашла доказательства в поддержку другой гипотезы: оказалось, мужская мастурбация снижает вероятность заражения инфекциями, передающимися половым путем, поскольку «очищает» уретру. А вот значение женской мастурбации остается неясным: чтобы понять ее эволюционное значение, ученым нужно больше данных о сексуальном поведении самок.