22.12.2021
7 507

Ученые не нашли биологических оснований социального успеха мужчин

4.8

Исследователи из Австралии провели метаанализ исследований, посвященных биологическим различиям самцов и самок разных животных. И не нашли биологических оснований для того, чтобы считать, будто индивидуальные черты связаны с биологией пола.

Заседание Госудмы, наглядно показывающее распределение числа депутатов по полу / ©Getty images

Не нужно приводить статистические данные, чтобы понять: социального успеха гораздо чаще добиваются мужчины, чем женщины. Представители сильного пола преобладают среди руководителей крупных корпораций, в политике и научных кругах. Нобелевских лауреатов — мужчин намного больше, чем женщин. Многие люди до сих пор объясняют это тем, что первые умнее и талантливее вторых.

Согласно распространенному мнению, это обусловлено биологическими факторами: будто бы женщина от природы обладает меньшими когнитивными способностями, чем мужчина. Ее предназначение — не выходить в мир, удивляя его своими достижениями, а растить детей и создавать домашний уют. Такое утверждение укрепилось в XIX веке благодаря Генри Хэвлоку Эллису — английскому врачу, стоявшему у истоков сексологии.

Он полагал, что более крупный мозг мужчин — свидетельство лучших когнитивных способностей. Но сегодня известно, что размер мозга влияет на них опосредованно, а куда большее значение имеет, к примеру, число нейронов. Размер мозга может играть решающую роль только в соотношении с массой тела. Мозг слона намного больше мозга человека, так как и сам слон куда крупнее, но это не означает, что первый умнее второго. Мозг мужчины больше мозга женщины, ведь мужчины, как правило, весят больше.

Ученые из Австралийского национального университета провели метаанализ 204 исследований биологических различий индивидуальных черт, связанных с полом, у 220 видов животных (не относящихся к человекообразным приматам), и пришли к выводу, что разницы практически нет.

Анализ проводили по пяти индивидуальным чертам: смелость, агрессия, активность, социальность и любопытство. Ни у одного из изучаемых видов животных не наблюдали значимых биологических отличий, связанных с индивидуальными чертами. Их нашли лишь по отдельным характеристикам: морфологии тела или иммунитету. Работа опубликована в журнале Biological Reviews.

«Основываясь на наших данных, если мы предположим, что люди похожи на других животных, существует равная вероятность, что в этом мире будет столько же женщин с высокими достижениями, сколько мужчин с таковыми. Исходя из этой же логики, есть столь же высокая вероятность того, что такое же число мужчин и женщин будут иметь низкие показатели достижений», — заявил биолог и ведущий автор исследования Лорен Харрисон из Австралийского национального университета.

Более высокий процент социальных достижений среди мужчин ученые объясняют не биологией, а культурой: теми ролями, которые должны играть оба пола на общественной арене. Женщины и правда чаще вынуждены заниматься домом и детьми, а мужчины — добывать средства для пропитания семьи. Они чаще «выходят в мир», поэтому чаще проявляют себя в нем.