6 июля
9 781

Биологи решили, что насекомые могут переживать боль

5.7

Новая работа указала на способность насекомых по-настоящему переживать болевые ощущения и поставила вопрос об этичном обращении с этими беспозвоночными.

©arjun v, Flickr

Ученые из Великобритании провели большой обзор более ранних исследований, связанных с поведенческими и физиологическими аспектами реакции насекомых на болевые стимулы. Авторы пришли к выводу о том, что эти беспозвоночные способны переживать боль так же, как «высшие» животные. Такие результаты вновь поднимают вопросы о наличии у насекомых сознания и о том, насколько этично наше обычное безжалостное отношение к ним. Статья Ларса Читтки (Lars Chittka) и его коллег готовится к публикации в журнале Proceedings of the Royal Society B и пока доступна на сервере препринтов.

Ларс Читтка из Лондонского университета королевы Марии известен своими необычными экспериментами, посвященными когнитивным способностям насекомых. В этот раз он вместе с соавторами провел обзор предыдущих исследований, связанных с переживанием этими животными болевых ощущений.

Прежде всего авторы подчеркивают различие между ноцицепцией — активностью нервной системы, которая вызывается болевыми стимулами — и «высшим» субъективным переживанием боли. Ноцицепция, без сомнения, есть у насекомых и обеспечивает быструю реакцию на опасные стимулы. Но как насчет субъективного переживания? Чтобы определить его, Читтка и коллеги рассматривают «нисходящий порядок ноцицепции» (восприятия боли) — иначе говоря, способность нервной системы вмешаться в машинальную работу рефлексов и проявить новую реакцию на болевой раздражитель.

«Одно из главных свойств человеческого восприятия состоит в его способности модулироваться сигналами мозга, — сказал один из авторов работы в интервью для The Newsweek. — Солдаты могут продолжать сражаться, даже получив серьезные ранения, пока собственные опиаты тела подавляют ноцицептивный сигнал. Мы можем сознательно «стиснуть зубы» и перетерпеть боль, если такое поведение позволит получить дополнительные выгоды или признание. Так что мы задались вопросом о том, есть ли в мозге насекомых аналогичные механизмы».

Обзор литературы позволил ученым найти целую серию примеров подобного поведения у насекомых, позволяющего им гибче реагировать и адаптироваться к опасности в различных обстоятельствах. В частности, ощущая боль, они демонстрируют пониженный аппетит и заторможенное пищевое поведение. При этом, в отличие от млекопитающих, нейроны этих беспозвоночных не имеют опиоидных рецепторов. Ученые предполагают, что в их нервной системе такую роль могут играть другие пептиды — возможно, дросульфакинин, аллостатин-С или лейкокинин.

Все это приводит к выводу о том, что насекомые способны к настоящему «субъективному переживанию боли», подобно млекопитающим. Исходя из ноцицепции и реакции на боль, Читтка с коллегами определяют восемь критериев, на основе которых можно делать выводы о возможном наличии сознания: наличие самих ноцицепторов; наличие областей мозга, где происходит интеграция информации; присутствие связей между сигнальными путями ноцирецепторов и интегративными областями и так далее.

Опираясь на эти критерии, биологи делают довольно маргинальный вывод о том, что у насекомых имеется все, необходимое для сознания. Они считают, что это ставит новые вопросы об этичности обращения с этими беспозвоночными в сельском хозяйстве и даже при проведении научных экспериментов.