15 апреля
Татьяна Федина
67 826

Телескопы MAGIC засняли взрыв новой

6.4

MAGIC удалось заснять взаимодействие белого карлика и красного гиганта, в результате чего появилась новая звезда RS Ophiuchi. Ученые зафиксировали гамма-лучи со значением 250 гигаэлектронвольт, что в сто миллиардов раз превышает энергию видимого света.

© superbossa/Max Planck Institute for Physics

Примерно каждые 15 лет в созвездии Змееносец происходит мощный взрыв. Появление новой звезды под названием RS Ophiuchi выглядит так, словно кто-то включил и выключил свет. Новые звезды обычно рождаются в системах из двух звезд, которые состоят в паразитических отношениях. Белый карлик — маленькая, выгоревшая и чрезвычайно плотная звезда, чайная ложка вещества которой весит около одной тонны — вращается вокруг красного гиганта. Красный гигант — старая звезда, которая скоро выгорит.

Белый карлик питается веществом умирающей звезды-гиганта, сбрасывающей свой внешний водородный слой, в результате чего газ поступает на соседнюю звезду-карлик. Этот поток материи продолжается до тех пор, пока белый карлик не перегреет сам себя.

Вновь образовавшиеся звездные оболочки отбрасываются в результате гигантского термоядерного взрыва, поскольку температура и давление внутри звезд становятся слишком большими. Карликовая звезда остается нетронутой, и цикл начинается снова — до тех пор, пока зрелище не повторится.

Ученые ранее предполагали, что такие взрывы связаны с крайне высокими энергиями. Два телескопа MAGIC зафиксировали гамма-лучи со значением 250 гигаэлектронвольт. Это одна из самых высоких энергий, когда-либо измеренных в новой. Для наглядности скажем, что такое излучение в сто миллиардов раз превышает энергию видимого света.

MAGIC начали свои исследование и наблюдения после первоначальных сигналов от других приборов, измеряющих на разных длинах волн. «Впечатляющее извержение RS Змееносец показывает, что быстрая реакция телескопов MAGIC действительно окупается: им требуется не более 30 секунд, чтобы настроиться на новую цель», — рассказал Дэвид Грин из Института физики общества Макса Планка (Германия), один из авторов статьи, опубликованной в Nature Astronomy.

После взрыва несколько ударных фронтов распространились через звездный ветер от красного гиганта и межзвездную среду, окружающую двойную систему. Эти ударные волны работают как гигантская электростанция, в которой частицы ускоряются почти до скорости света. Объединенные измерения показывают, что гамма-лучи исходят от энергичных протонов, ядер атомов водорода.

«Это также делает вспышки новых звезд источником космических лучей, — объясняет Грин. — Тем не менее они, как правило, играют роль местных героев — то есть только способствуют космическим лучам в непосредственной близости. Крупные игроки в космических лучах — это остатки сверхновых. Ударные фронты, возникающие в результате таких звездных взрывов, гораздо сильнее по сравнению с тем, что происходит при взрывах новых».

Чтобы полностью понять сложную структуру таких взаимодействий с межзвездной средой в Млечном Пути, потребуется больше наблюдений, подобных тем, о которых сообщается в этой заметке. Поэтому MAGIC Collaboration продолжит поиск «беспокойных» объектов в нашей Галактике и за ее пределами.