Обнаружены следы примитивных грибов возрастом 635 миллионов лет — Naked Science

Обнаружены следы примитивных грибов возрастом 635 миллионов лет

4.9

Китайские и американские ученые нашли остатки грибовидных ископаемых возрастом порядка 635 миллионов лет. Это одни из самых старых из когда-либо обнаруженных ископаемых такого рода.

Грибовидные нитчатые микрофоссилии под микроскопом / ©www.eurekalert.org

Статья опубликована в журнале Nature Communications. Согласно современным научным данным, жизнь на Земле возникла около 4,1-3,8 миллиарда лет назад. Об этом свидетельствуют различные косвенные «улики», например углерод органического происхождения, найденный в древних кристаллах циркония. Есть и прямые доказательства — прежде всего остатки строматолитов, возраст древнейших из которых составляет 3,7 миллиарда лет.

Известно, что грибы также были одними из первых живых организмов на Земле. Ученые из Технологического института Вирджинии, Университета Цинциннати (США) и Китайской академии наук обнаружили остатки грибовидных ископаемых, которые появились в конце одного из ледниковых периодов, порядка 635 миллионов лет назад. Они представляют собой нитевидную структуру, которую считают одной из ключевых характеристик грибов. Их нашли в осадочных породах доломита, в самых нижних слоях формации Доушаньто в Южном Китае.

Ученые считают, что их открытие — ключ к понимаю многих поворотных моментов в истории Земли. Ведь в начале эдиакарского периода (к которому относятся найденные фоссилии) наша планета как раз восстанавливалась после самого катастрофического ледникового периода в своей истории — так называемой «земли-снежка». В те времена океан был окутан льдом толщиной более километра, почти все планету покрывал снежный щит. В таких условиях могли выживать лишь микроорганизмы.

Специалисты сломали немало копий на тему того, как Земле удалось растопить весь этот лед (ведь из-за эффекта альбедо почти все солнечные лучи должны были отражаться обратно в космос). Новое открытие, как полагают его авторы, предлагает еще одну гипотезу на эту тему. Дело в том, что грибы имеют симбиотические отношения с растениями и оказывают определяющее влияние на различные биохимические процессы. Они же, в свою очередь, влияют на климатические изменения.

Ранее считалось, что взаимоотношения между грибами и растениями возникли около 400 миллионов лет назад. Новое открытие показывает, что грибы или похожие на них структуры могли вступать в такой симбиоз намного раньше.

Профессор Ави Лёб снова выступил с гипотезой об искусственной природе межзвездного астероида, назвав его «сборщиком данных» с беспилотных зондов, запущенных в земную атмосферу.