Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
1 сентября
13 190

В Зимбабве обнаружили древнейшего африканского динозавра

4.5

Международный коллектив ученых описал окаменелости, вероятно, самого древнего африканского динозавра. Двухметровый ящер жил на Земле около 230 миллионов лет назад, но его скелет сохранился невероятно хорошо. Отсутствует только часть черепа и передней конечности.

Новый вид динозавров относился к зауроподоморфам — древним родственникам более поздних диплодоков и брахиозавров / © phys.org

Хотя динозавры доминировали на нашей планете в течение 150 миллионов лет, в их палеонтологической истории полно пробелов. Один из самых значительных затрагивает первые миллионы лет после появления этих животных на Земле — поздний триасовый период, почти 230 миллионов лет назад.

К сожалению, первые динозавры были небольшими шустрыми рептилиями, жившими в пустынях, где кости сохраняются плохо, поэтому большинство их окаменелостей того периода представлены крайне фрагментированными скелетами. Однако на этот раз палеонтологам повезло: во время двух палеонтологических экспедиций в 2017 и 2019 годах в Зимбабве нашли почти полный скелет древнейшего динозавра.

Как и все его сородичи-современники, новый вид оказался животным довольно небольшим, размером со среднюю собаку: длина оценивается в 1,8 метра, вес — от 10 до 32,5 килограмма. Динозавра назвали мбирезавром Раата (Mbiresaurus raathi) — по округу Мбире, в котором его нашли, и фамилии палеонтолога Майкла Раата, одного из тех, кто обнаружил окаменелости.

До этого кости ранних динозавров находили в Бразилии, Индии и Аргентине, так что мбирезавр — первая такая находка в Африке, по возрасту не уступающая заморским «коллегам». Несмотря на то что динозавр относится к зауроподоморфам — группе, куда входят длинношеие растительноядные диплодоки и аргентинозавры, — это, скорее всего, было всеядное животное, которое наравне с растительной пищей могло питаться насекомыми и даже мелкими позвоночными.

Найденные кости мбирезавра и восстановленный скелет животного / © 10.1038/s41586-022-05133-x

Судя по окаменелостям, найденным вместе с мбирезавром, тот был частью сложной экосистемы, включавшей хищных динозавров (к сожалению, их кости сохранились хуже и не могут быть определены до вида), причудливых архаичных рептилий этозавров и ринхозавров, а также древнейших родственников млекопитающих — растительноядных синапсид

Изучив местоположение Зимбабве на карте Земли позднего триасового периода, ученые смогли сделать выводы о расселении ранних динозавров по территории Пангеи — суперконтинента, в то время объединявшего всю сушу нашей планеты. Вероятно, динозавры возникли в южной части Пангеи, в умеренном климатическом поясе, а продвигаться на север начали, когда климат стал прохладнее и влажнее.

Исследование опубликовано в журнале Nature.