15.02.2023
2 659

Новый контрацептив для мужчин показал стопроцентную эффективность на мышах

5.8

Американские медики успешно испытали экспериментальный препарат, лишающий сперматозоиды подвижности. Уникальное средство действует быстро и недолго, обещая противозачаточный эффект «по требованию».

©NYU Local / Автор: Ольга Кузьмина

Все существующие фармакологические средства контрацепции предназначены для женщин. Как правило, это гормональные препараты, которые препятствуют созреванию яйцеклетки, либо ее закреплению в матке, либо мешают прохождению сперматозоидов. Аналогичных таблеток для мужчин в продаже нет, медики лишь работают над их созданием. Об успешных испытаниях такого контрацептива на мышах сообщили ученые из Корнеллского университета. Их статья опубликована в журнале Nature Communications.

Дело в том, что движения сперматозоидов контролирует фермент растворимая аденилатциклаза (sAC), и мутации в гене, который кодирует этот белок, выступают причиной мужского бесплодия. Поэтому Йохен Бак (Jochen Buck) и его коллеги решили найти соединение, блокирующее активность sAC в сперматозоидах. При этом важно было подобрать молекулу, минимально затрагивающую другие клетки организма, в которых работает этот фермент. Поэтому эксперименты заняли не один год, пока ученые не остановились на веществе TDI-11861.

Влияние нового ингибитора sAC на подвижность сперматозоида / ©Melanie Balbach

Первые испытания TDI-11861 прошли на самцах лабораторных мышей. Изучив их сперму через два часа после получения экспериментального препарата, Бак с соавторами обнаружили, что подвижны остались не более шести процентов сперматозоидов. Для сравнения: у грызунов в контрольной группе подвижность сохраняли около 30 процентов сперматозоидов. Действие TDI-11861 оказалось недолгим и полностью обратимым — спустя сутки эффект исчезал.

Во время следующего этапа испытаний самцы спаривались с самками в период от получаса до двух часов после получения TDI-11861. В результате ни одна из 52 попыток спариться не увенчалась беременностью самки, продемонстрировав 100-процентную эффективность экспериментального контрацептива. Ученые не обнаружили ни единого побочного эффекта, даже после многократного применения TDI-11861, в том числе в повышенных дозах.

Авторы исследования отмечают, что такое средство может быть особенно удобным, поскольку предоставит противозачаточный эффект «по требованию», действуя быстро и недолго, при использовании непосредственно перед сексом. Клинические испытания ученые надеются начать уже в 2025 году.