Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Tesla Optimus: сможет ли Илон Маск уже в этом году показать нам человекоподобного робота?
В августе прошлого года на конференции Tesla AI Day Илон Маск объявил о планах компании в скором времени начать выпускать человекоподобных роботов. Это заявление было встречено волной критики и скепсиса. Naked Science разбирается, насколько продвинулись технологии создания таких роботов и какие умения сможет продемонстрировать новинка от Tesla, если мы ее действительно вскоре увидим.
Не так давно в своем твиттере Илон Маск, глава Tesla и SpaceX, объявил о переносе даты новой конференции Tesla AI Day на 30 сентября, поскольку к новой дате компания, вероятно, сможет представить работающий прототип человекоподобного робота Optimus.
Первая конференция Tesla AI Day была в основном посвящена самому известному продукту Tesla — программе беспилотного вождения. Также представили суперкомпьютер Dojo. Но самой громкой новостью стали планы по созданию человекоподобного робота, которого сперва назвали Tesla Bot’ом, а потом дали официальное имя — Optimus. Решение попробовать себя в роботостроении не настолько странное, каким может показаться на первый взгляд.
«Пожалуй, Tesla — самая крупная робокомпания в мире. Наши автомобили — фактически полуразумные роботы на колесах, — объяснил тогда во время выступления Маск. — Кажется разумным придать им человекоподобную форму. Мы довольно хороши в создании датчиков, аккумуляторов и приводов, так что, думаем, в следующем году у нас, наверное, будет прототип».
Действительно, у Tesla есть знания и технологии, необходимые для создания самых проблемных составляющих таких роботов: приводов, аккумуляторов, датчиков и ИИ-«мозгов».
По словам Маска, сперва робота запрограммируют на выполнение самых простых действий и будут использовать на производствах компании Tesla, но со временем его совершенствуют, чтобы в итоге избавить людей от необходимости выполнять «опасные, повторяющиеся, скучные задачи». Робот сможет переносить на большие расстояния до 20 килограммов и поднимать до 68 килограммов грузов. И он не будет представлять опасности для людей, поскольку люди смогут его обогнать: Optimus будет развивать скорость не более восьми километров в час. По словам Маска, робота можно будет даже пересилить, но он не уточнил, будет ли ограничение программным или физическим.
Есть ли вообще смысл создавать антропоморфных роботов? С одной стороны, все окружающее нас рукотворное пространство создавалось под человека (и его формы и потребности), поэтому оно подойдет и человекоподобному роботу. С другой стороны — с точки зрения робототехники — человеческая форма энергозатратна, неустойчива и не так уж эффективна в выполнении конкретных задач.
Поэтому перед робототехниками всегда стоит вопрос, с какой стороны решать задачу выполнения работы: исходя из того, как человек выполняет конкретную работу (загружает посудомойку), или исходя из конечной цели (вымытая посуда), перестраивая окружающую среду и оптимизируя действия робота. Второе проще и эффективнее — именно так сейчас роботизируют производства. Но человекоподобная форма — сложная и интересная задача, поэтому так много компаний уже не первое десятилетие занимаются разработкой своих двуногих роботов.
Самый продвинутый на сегодня человекоподобный робот — Atlas от Boston Dynamics, которая всегда заявляла свои изобретения в первую очередь как научные и конструкторские разработки, а не коммерческие проекты. Компания работает над Atlas (включая его предшественника) больше десяти лет, и, несмотря на впечатляющие акробатические трюки, двуногий робот по-прежнему часто спотыкается и падает. А мы свое человеческое равновесие даже не ценим! И что, Маск планирует добиться таких результатов за год?
Сравним заявленные характеристики Tesla Optimus и Atlas. При росте около 1,7 метра и весе 56 килограммов у Optimus заявлено 40 степеней свободы. Atlas чуть меньше (полтора метра), весит значительно больше (80 килограммов), имеет всего 28 степеней свободы и может поднять около 11 килограммов. Тяжело поверить, что Optimus будет поднимать в целых шесть раз больше. Впрочем, когда один из пользователей твиттера спросил, будет ли прототип похож на показанные иллюстрации и модели, Маск ответил отрицательно (и это неудивительно, только взгляните на сравнительную иллюстрацию ниже).
Теперь посмотрим на характеристики Talos компании Pal Robotics. Этого робота разрабатывали специально под работу на заводах, в спасательных операциях и в космосе. При росте в 1,75 метра он весит 95 килограммов, имеет 32 степени свободы и поднимает до шести килограммов в каждой «руке».
Более социальная разработка есть у компании Hondа. Над роботом Asimo там работают с 1986 года. Последняя версия значительно ниже (1,3 метра) и легче (53 килограмма) предыдущих — как раз для удобства работы в жилых помещениях. У Asimo 57 степеней свободы.
Из относительно свежих разработок стоит упомянуть Digit компании Agility Robotics. Он тоже низкий (1,55 метра) и легкий (42,4 килограмма). По оценкам, у него 22 степени свободы, зато может поднимать до 18 килограммов. В пространстве робот ориентируется с помощью лидара.
На фоне этих разработок заявленный Optimus выглядит так впечатляюще, как будто именно это его главная цель — выглядеть впечатляюще. Сразу вспоминается механический чатбот Sophia. Этот бот, как фокусник, вводит собеседников в заблуждение, создавая впечатление разумности. Андрей Себрант, автор Telegram-канала TechSparks и директор по маркетингу сервисов «Яндекса», назвал ее «арт-проектом, деградировавшим до PR-проекта», и подчеркнул, что интеллект Софии — преимущественно операторский. Один из создателей Софии, Бен Гортзел (Ben Goertzel), открыто признает, что робот подталкивает нас на фантазии о технологическом будущем. А заодно привлекает инвесторов:
«Если я буду говорить людям, что с помощью вероятностной логики я делаю выводы о том, как лучше упрощать древа обратных логических выводов, которые возникают в машине нашей логики, они меня не поймут. Но когда я показываю им улыбающееся лицо робота, им начинает казаться, что общий искусственный интеллект может вскоре стать реальностью».
В своем выступлении Маск тоже упомянул общий искусственный интеллект (artificial general intelligence, AGI) — интеллект, который, в отличие от узкоспециализированного, сможет обучаться, адаптироваться и решать разные задачи, как человек. Маск считает, что их человекоподобный Optimus может сыграть большую роль в появлении такой технологии. Удастся ли им это? Специалист по нейронным сетям Стефан Чалап (Stephan Chalup), глава лаборатории робототехники в Ньюкаслском университете, настроен оптимистично: «У них есть технологии производства аккумуляторов, а это обычно самая важная проблема. Что еще важнее, у них есть опыт работы с беспилотными автомобилями».
По мнению Чалапа, самой сложной задачей станет ориентация робота в доме или магазине — это гораздо сложнее, чем поездка по дороге: «Оптимизированные дороги — уже упрощенная среда с полосами, дорожными знаками и точными правилами. В человеческой среде нет никаких четких правил». Это будет именно машина: «Думаю, они могут построить подобие беспилотного автомобиля на двух ногах, который сможет перемещаться в наших условиях». Насчет сроков Чалап куда более критичен: «Стоит рассчитывать на 2050-е годы».
Действительно, Илон Маск не раз рассказывал о громких проектах Tesla, которые в итоге отменяли или трансформировали: сеть зарядок на солнечной энергии, замена аккумуляторов, роботы-провода для зарядки и другие. Ни один из проектов Hyperloop так и не реализовали.
На прошлогодней конференции Optimus затмил главные на сегодня разработки Tesla: технологии ИИ и проект суперкомпьютера Dojo, которые должны максимально быстро улучшить беспилотные технологии компании. Система полностью автономного вождения находится в режиме тестирования с конца 2020 года, и к концу 2022-го число тестировщиков должно было расшириться до одного миллиона бета-тестеров. Чем больше тестеров — тем больше данных, тем лучше беспилотная система.
Но для обучения Optimus тоже потребуется огромное количество данных, которые просто невозможно собрать за год. Tesla способна создать человекоподобного робота, способного пройти по сцене, перенести груз и выполнить другие простые запрограммированные действия. Но сможет ли робот продемонстрировать нечто большее?
В конце января 2022-го Илон Маск сказал, что считает робота главным продуктом компании: «Думаю, что главный продукт, которым мы занимаемся в этом году, — человекоподобный робот Optimus. [Этот проект], я думаю, имеет потенциал стать со временем важнее автомобилей». Если значительная часть внимания компании сфокусирована на этом проекте, может получится достойный результат.
К тому же требования к такому роботу пока будут гораздо ниже, чем к системе беспилотного вождения. Система вождения должна выполнять свою задачу лучше человека, иначе она бесполезна, а робот пригодится, даже если сможет выполнять простые действия. Но сейчас главной технологической «достопримечательностью» следующего Tesla’s AI Day остается система полностью автономного вождения.
В мае система получила свой крупнейший апдейт Version 2022.12.3.10, состоящий более чем из 250 тысяч новых видеоклипов для тренировки алгоритма. Также были удалены три старые нейронные сети, что увеличило частоту кадров у камер Tesla. Было заявлено, что теперь система увереннее принимает решения.
Остается дождаться 30 сентября. Может, услышим заодно какие-то новости о Dojo.
Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.
Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.
Китайские исследователи удерживали изотоп иттербия-173 в состоянии «кота Шредингера» более 20 минут. Эта работа приблизила точность измерений фазового сдвига квантовой системы к теоретически возможному пределу.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии