09.06.2021
57 050

Ученые узнали, куда исчезла вода из самого большого моря в истории Земли

4.7

Международная команда исследователей изучила геологию и условия существования самого большого моря в истории планеты — Паратетиса.

Паратетис в эпоху неогена / ©Википедия

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Паратетис — море, существовавшее на Земле в эпоху раннего кайнозоя и сформировавшееся 34 миллиона лет назад. Его иногда даже называют океаном, потому что это было самое большое за всю историю планеты море, которое простиралось от современной Франции до Алтая. Около 10-14 миллионов лет назад Паратетис сомкнулся и превратился в озеро (Сарматское море), а исчез порядка пяти миллионов лет назад.

До сих пор ученые мало знают о приливах и отливах этого моря, а также о том, как из него исчезла вода. Новое исследование специалистов из Утрехтского университета (Нидерланды), Геологического института РАН (Россия), Зенкенбергского центра исследований биоразнообразия и климата (Германия) и Бухарестского университета (Румыния) показало, что Паратетис пережил четыре катастрофических цикла, обусловленных изменением климата, которые сначала уменьшили размер моря, а затем, вероятно, уничтожили значительное число видов, живущих в нем.

А ведь они были уникальны — в самом большом море планеты водились даже киты. Чтобы прийти к таким выводам, ученые изучили окаменелости, геологию и осадочные отложения вокруг Черного моря, на месте которого раньше была часть Паратетиса, а также использовали моделирование. Выяснилось, что наиболее сильное падение уровня воды произошло между 7,65 и 7,9 миллиона лет назад.

В этот период, названный Великой Херсонской засухой, уровень воды в Паратетисе упал на 250 метров, разделив его на небольшие озера, которые, вероятно, не были подходящей средой для многих живых организмов, отчего те и вымирали. А вот на пике своего расцвета море вмещало в 10 раз больше воды, чем все современные озера планеты. Повлияли на исчезновение Паратетиса и температурные сдвиги, и количество осадков в Евразии, когда леса сменялись открытыми местностями.