04.08.2020
Мария Кривоченко

Жуки-водолюбы сбежали из желудка лягушки

2.9

Попав в пасть лягушки, жуки обычно погибают. Хотя земноводные не могут перемолоть их зубами, как это делают млекопитающие, желудочный сок разъедает большинство насекомых. Однако водолюбы смогли выжить и выбраться наружу через кишечник без повреждений.

Водолюб спасается от лягушки / © Current Biology

Удивительную способность жуков обнаружил японский биолог Синдзи Сугиура. Он долгое время собирал записи об интересных случаях, когда насекомым удавалось сбежать от хищников или выжить после того, как их проглотили. Во время одного из исследований ученый выяснил, что это могут сделать водолюбы. Он отобрал пять видов лягушек, которых постоянно кормил ими, а затем наблюдал, способны ли они выбраться. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

По словам ученого, он ожидал, что земноводные будут выплевывать их, но, оказалось, жуки спасаются сами, прокладывая себе путь по кишечнику и вылезая через клоаку. «90% насекомых выбрались из организма в течение шести часов после того, как их съели, и, что удивительно, они все еще были живы», — рассказал Сугиура. Он отметил, что некоторые особо проворные особи смогли сделать это всего за несколько минут. При этом у жуков не осталось никаких повреждений, и они свободно плавали в аквариуме.

В следующем эксперименте биолог зафиксировал лапы насекомых воском: все они оставались в пищеварительной системе лягушек более суток и погибали. Это говорит о том, что у водолюбов нет механизма, который позволял бы им долго находиться в едкой среде, как, например, у яиц палочника, и им необходимо двигаться, чтобы выжить.

Съемка эксперимента, проведенного Синдзи Сугиурой / © Current Biology

Сугиура не вскрывал лягушек, поэтому он не может сказать, как именно спасались водолюбы. Ученый предполагает, что, попав в желудок, они начинают ползти по пищеварительной системе. Кишечник лягушки способен растягиваться до десяти сантиметров, поэтому для жуков размером всего в четыре-пять миллиметров это очень долгий путь. Добравшись до конца пищеварительного тракта, они щекочут сфинктер земноводного — и вылезают из него. Скорее всего, у этих жуков есть система защиты, которая позволяет им на протяжении некоторого времени справляться с желудочным соком.

«У жуков-водолюбов жесткий экзоскелет, более прочный, чем у многих насекомых, кроме того, у них есть небольшой запас кислорода, который позволяет какое-то время обходиться без воздуха. Эти особенности, по-видимому, помогают им выжить в пищеварительном тракте, если они, конечно, стремятся как можно быстрее из него выбраться», — отметил биолог.

Это первое исследование, которое показывает, что побег из желудка хищника через клоаку возможен и жертва способна активно двигаться в пищеварительном тракте, считает Сугиура. Он собирается продолжить опыты и выяснить, что именно предпринимают жуки, чтобы выжить, и каким будет их состояние после нескольких таких «путешествий».