4 августа

Всплеск кислорода совпал с пермским вымиранием

4.5

Ученые из США выяснили, что резкий скачок уровня кислорода в океанах совпал с крупнейшим вымиранием в истории планеты.

Всплеск кислорода совпал с пермским вымиранием / ©Getty images

Пермское вымирание считается самым массовым из пяти и крупнейшей катастрофой биосферы в истории планеты, которая привела к исчезновению 96 процентов всех морских видов и 73 процентов наземных позвоночных.

Кроме того, это единственное известное массовое вымирание насекомых. Катастрофа случилась 252 миллиона лет назад. В свое время ученые выдвигали гипотезу о том, что пермское вымирание связано с кислородным всплеском. Но считалось, что это произошло постепенно.

Ученые из университетов штата Флорида, Западной Каролины и Цинциннати (США) обнаружили, что это вымирание совпало с внезапным всплеском и последующим падением уровня кислорода в океанах. Результаты их работы опубликованы в журнале Nature Geoscience. Американские исследователи уверены, что оксигенация происходила в течение нескольких десятков тысяч лет — это очень мало в масштабах истории планеты.

Точная причина кислородного всплеска пока не ясна, но исследователи выдвинули гипотезу, что это объясняется непрерывным извержением вулканов в течение нескольких сотен тысяч лет. Они привели к кратковременному похолоданию, внезапному всплеску оксигенации морской среды и последующему вымиранию живых организмов. В дальнейшем ученые планируют изучить другие древние вымирания, чтобы увидеть, могли ли они тоже быть связаны с повышением уровня кислорода.