15.10.2021
5 278

На одном из полушарий Европы нашли постоянный водяной пар

5.1

При помощи телескопа «Хаббл» ученый из Швеции узнал, что на спутнике Юпитера Европе постоянно присутствует пар. Правда, лишь на одной стороне.

На одном из полушарий Европы нашли постоянный водяной пар / ©Getty images

Считается, что под ледяным щитом Европы плещется жидкий соленый океан. Подтверждение тому — плюмы, похожие на земные гейзеры, периодически выбивающие струи пара из-под трещин во льду. Ученые полагали, что этот пар собирается сгустками в атмосфере спутника, выпадая обратно в виде снега.

Но анализ исследователя из Королевского института технологий, физики космоса и плазмы (Швеция) Лоренца Рота, представившего свои выводы в журнале Geophysical Research Letters, показал, что этот пар распределен в атмосфере относительно равномерно, причем только в одном полушарии ледяного спутника.

Открытие совершено на основе анализа архивных изображений, сделанных при помощи телескопа «Хаббл» в 1999, 2012, 2014 и 2015 годах, когда Луна находилась в разных орбитальных позициях. Ультрафиолетовые снимки позволили Роту определить содержание кислорода в атмосфере спутника и, интерпретируя силу излучения на разных длинах волн, сделать вывод о наличии водяного пара в атмосфере.

Существование постоянного пара на Европе особенно удивительно, поскольку там очень холодно — еще холоднее, чем на соседнем Ганимеде, под ледяным щитом которого тоже подозревают наличие океана. Дневной максимум составляет минус 126 градусов Цельсия, а минимум доходит до минус 190 градусов. Это связано с тем, что ледяная поверхность Европы отражает больше солнечного света, чем поверхность Ганимеда.