27.02.2022
69 527

Германия отключит свой телескоп на российско-немецкой космической обсерватории «Спектр-РГ»

По словам главы российского космического ведомства Дмитрия Рогозина, эта программа находится «под боем».

Аппарат «Спектр-РГ» с телескопами ART-XC и eROSITA / © DLR German Aerospace Center Follow

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что Германия уведомила российскую сторону о планах отключить свой телескоп eROSITA на совместной орбитальной обсерватории «Спектр-РГ».

«Наши германские партнеры получили указание отключить один из этих двух телескопов, которым они сами управляют. <…> Насколько я понимаю, технические специалисты из Германии сильно по этому поводу переживают, потому что для них это мощнейший удар, по их профессиональному кредо, но сделать ничего не могут», — сказал Рогозин в эфире ютьюб-канала «Соловьев Live».

По его словам, пока не ясно, как будет развиваться ситуация, однако «это очень опасно, когда фактически начинают размахивать дубиной там, где даже размахивать пустой рукой нельзя». Глава российского космического ведомства также добавил, что связывался с европейскими коллегами по поводу совместной программы «ЭкзоМарс» и ее будущего.

«Надеюсь, горячие головы как-то немножко поостынут по этому поводу и нам удастся это реализовать», — заявил Рогозин. В понедельник он планирует получить разъяснения по содержанию и смыслу санкций, затронувших космическую область.

Из-за западных реакций и ограничительных мер, последовавших после начала военной операции Москвы в Донбассе, «Роскосмосу» пришлось приостановить сотрудничество с европейцами по запускам с экваториального космодрома Куру и отозвать около 90 российских специалистов из Французской Гвианы. Рогозин подчеркнул, что из-за объявленных санкций нельзя «оставлять в заложниках наших специалистов».

«Это, безусловно, элемент безопасности. <…> Кто от этого пострадает? Пострадает европейская сторона, потому что ничего другого, кроме как ракет «Союз-2», которые могут летать с Куру, в распоряжении Евросоюза нет. Их ракета <…> «Ариан-6» появится года через два-три», — сказал руководитель «Роскосмоса».

Орбитальную астрофизическую обсерваторию «Спектр-РГ» разработали в Научно-производственном объединении имени С. А. Лавочкина по заказу Российской академии наук и при участии немецких специалистов. Она оснащена двумя рентгеновскими телескопами, работающими по принципу рентгеновской оптики косого падения: российским ART-XC и eROSITA от Института внеземной физики Общества Макса Планка в Германии.

Аппарат, которым управляет НПО имени С. А. Лавочкина, запустили в июле 2019-го при помощи ракеты-носителя «Протон-М», в конце октября того же года он достиг рабочей орбиты в точке Лагранжа L2. Цель программы — сканировать небо в широком энергетическом диапазоне с беспрецедентной чувствительностью и угловым разрешением, чтобы в итоге составить его карту. Данные принимают в центрах, расположенных в Медвежьих Озерах в Подмосковье, Уссурийске и на Байконуре.

В конце прошлого декабря обсерватория завершила половину научной программы, в четвертый раз просканировав Галактику в рентгеновских лучах и начав пятый обзор неба (из восьми).