• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
Партнерский материал

Профессия «аэроинженер»: магистратура со стипендией от МФТИ

Часто кажется, что те или иные профессии при всей их интересности будто недосягаемы для обычного человека. Например, что нужно сделать, чтобы создавать новые модели авиалайнеров или автопилот для них? Наверное, это так же сложно, как стать разработчиком нового космического корабля, и легко в такую специальность не попадешь. Однако в жизни все далеко не столь сложно, как кажется. Сегодня мы расскажем о том, как стать тем, кто создает самолеты.
Аэроинженер — это человек, создающий или эксплуатирующий самые разные образцы летательных аппаратов, от авиалайнеров и ракет до беспилотников любых размеров / ©tadte.com.tw

Разумеется, чтобы начать этот путь, нужны самые базовые предпосылки. Во-первых, следует окончить школу, уделяя внимания таким предметам, как физика и математика (и не забывая об информатике, если в вашей школе ее преподавали нормально!). Во-вторых, нужно окончить вуз по специальности, связанной с серьезным изучением аэродинамики. Все это уже есть? Тогда текст ниже — для вас.

Кто такой аэроинженер и почему эта профессия шире, чем кажется

Аэроинженер, или авиационный инженер, — общее название для всех, кто проектирует и конструирует авиатехнику. А также занимается организацией ее производства, эксплуатации, системами ориентирования и навигации, любым бортовым оборудованием, полетными расчетами и программированием «автопилотов».

Одни аэроинженеры работают с самолетами, другие — с вертолетами. Третьи приводят технику перед полетом в состояние готовности: осматривают летальный аппарат, настраивают его отдельный механизмы, оборудование и приборы. Четвертый авиационный инженер может специализироваться исключительно на радиоэлектронном оборудовании самолетов или вертолетов (впрочем, есть еще БПЛА).

Уже из одного это перечисления очевидно, что аэроинженер — на самом деле, целый «букет» профессий. Тот, кто занимается программным обеспечением автопилота, и тот, кто проектирует фюзеляж самолета, — люди с разным набором навыков, востребованных в повседневной работе.

И это разнообразие скорее хорошо. Очевидно, всем не может нравиться одно и то же: кому-то ближе программирование, другому — конструирование, третьему — что-то еще. Возможность выбора между множеством конкретных специализаций максимально снижает шансы на то, что заниматься придется не совсем тем, чем хочется.

Почему она так востребована именно сегодня

Как известно, в 1990-х в российской авиапромышленности случился временный застой, который с 2010-х сменился быстрым развитием. Если 30 лет назад на государственном уровне раздавались голоса «купим «Боинги» в обмен на нефть», то сегодня, после множества раундов санкций, заставивших искать замену западным компонентам даже в производстве крыла для нового авиалайнера МС-21, уже абсолютно ясно: обеспечивать себя крылатыми машинами сколько-нибудь надежно может только тот, кто делает их сам. И не просто собирает из завезенных компонентов, а производит и собирает у себя в стране.

Пара десятков лет затишья в местной авиаиндустрии создали серьезнейший дефицит молодых кадров. Их приходило так мало, что резкое развертывание производства самолетов в России в 2010-х натолкнулось на удушающую нехватку специалистов. Те, кто работал в отрасли раньше, часто уже на пенсии, а на смену им остро не хватает людей.

©tadte.com.tw

Сочетание большого спроса от авиаиндустрии с нехваткой кадров означает уникальную ситуацию: перспективные профессионалы в этой области так нужны, что производственные компании готовы вкладываться в их обучение. Более того, во время такого обучения отраслевые игроки предоставляют обучающимся не просто площадку для практики, но и выплачивают высокую стипендию — до 80 тысяч рублей. Именно столько компания-партнер предлагает тем, кто учится в магистратуре на аэроинженера при МФТИ.

В июне 2021 года опрос студентов ведущих российских вузов показал, что 88,6% респондентов предпочли бы технические направления при выборе магистратуры, «второго уровня» высшего образования. Вот только немного технических направлений предоставляют учащимся в магистратуре такие комфортные условия, как авиаиндустрия. Напомним: в норме магистратура в российском вузе обходится студенту в 540 тысяч рублей за два года. И никаких стипендий размером в две средних зарплаты по России там обычно не предлагают.

Что это за курсы, кто их ведет

Магистратуру для аэроинженеров организует Московский физико-технический институт (МФТИ). Больше всего он известен как ведущий российский вуз по подготовке физиков-теоретиков, а также работающих в области экспериментальной и прикладной физики. Традиционно «сильны» здесь математики, информатики, химики с биологами — и не только они. Вуз занимает приличные места в рейтинге лучших университетов мира по физике и астрономии (например, № 50 в рейтинге QS и № 47 в THE).

©МФТИ

Следует отметить, что теоретические курсы проходят дистанционно, а стажировка в EPFL — Федеральной политехнической школе Лозанны (Швейцария), одном из крупнейших и наиболее престижных европейских вузов в этой области. Кстати, он занимает 14-е место в мировом рейтинге QS, опережая знаменитые Йельский и Колумбийский университеты.

Площадку для практики и стипендии предоставляет компании-партнеры, в которых вам предстоит вести настоящий проект в области разработки летательных аппаратов. Он и станет основой дипломной работы. Кстати, проект вы будете вести под руководством наставника, предоставленного компанией.

Не сказки ли это про бесплатную магистратуру? В чем интерес компании-партнера ее оплачивать?

Обучение в магистратуре действительно бесплатное. И да, компания-партнер, кроме этого, еще субсидирует обучающихся, выплачивая им стипендию до 80 тысяч рублей в месяц. Разумеется, при определении ее конкретного размера играют роль результаты практики и учебы. Также компания покрывает и расходы, связанные с выездными стажировками и офлайн-воркшопами с научными группами из состава компании.

Что нужно, чтобы попасть на такие курсы

Во-первых, надо быть выпускником технического вуза. Во-вторых, важно глубоко понимать аэродинамику, знаеть Python и любить математику. Как и во многих других отраслях сегодня, необходимо владеть английским на уровне не ниже С1.

Если это про вас — точно стоит подать заявку на обучение. После этого с вами свяжется менеджер заботы о поступающих и ответит на все дополнительные вопросы.

©МФТИ

Важно: чтобы попасть в магистратуру, не нужно предоставлять сертификаты о знании английского или рабочие кейсы, над которыми вы работали до этого. Здесь ищут не тех, кто уже что-то сделал в авиаиндустрии, а тех, у кого есть знания и желание учиться.

Всего в магистратуре десять мест, причем претендовать на них могут только граждане России. Более подробно о плане обучения, наставниках и перспективах по окончании курсов можно прочитать на сайте магистратуры.

Чем это лучше других программ такого рода

Во-первых, партнерство с компанией. Для вас это означает получение опыта решения текущих задач компании в научных группах и возможность реализации собственного проекта. Трудоустройство и бесплатное дистанционное обучение — за счет компании-партнёра.

©МФТИ

Во-вторых, стажировка в европейском университете EPFL. Все магистранты пройдут дополнительную подготовку по фундаментальной физике, математике и инженерии. С третьего семестра вы сможете выбрать специализацию, в которую захотите углубиться.

Какие специализации можно получить по окончании курсов

Основных специализаций три. Это «инженер-конструктор» — человек, который решает практические задачи и проектирует летательные аппараты, от самолетов и вертолетов до БПЛА. Надо понимать, что это тоже достаточно обширная сфера, и, попав на рабочее место в самой авиаиндустрии, вы сможете выбрать какую-то более конкретную часть из нее «под себя».

©tadte.com.tw

Вторая ключевая специализация — «теоретик». Это человек, который рассчитывает параметры полета летательных аппаратов, влияние температур на их конструкцию, а также влияние перегрузок на перевозимых ЛА людей и грузы

Третья специализация — «программист». Он занимается системами управления полета — от их проектировки и создания до доводки, вылавливания «багов» и тому подобного.

Как успеть подать заявку и когда начнется учеба

Прием заявок в магистратуру идет до 21 июля 2021 года. Уже 22 июля состоится онлайн-экзамен — тестирование и решение задач по физике. 23-27 июля — срок подачи документов в приемную комиссию МФТИ. Наконец, 28-30 июля состоится zoom-собеседование с кандидатами. Чтобы все успеть, надо заполнить форму на сайте и отправить ее нам до 21-го числа.

C сентября 2021-го по май 2023-го студенты прослушают дистанционные онлайн-лекции. С октября 2021 года начнутся реальные проекты с наставником из компании, работающей в авиаиндустрии. Попутно каждый семестр будут проходить выездные офлайн-воркшопы. В июле 2023 года должна состояться защита магистерской диссертации. И, наконец, в августе 2023-го начнется трудоустройство лучших студентов.

Сайт стипендиальной магистерской программы МФТИ по Аэроинженерии

Что входит в учебный план

Как и почти любая магистратура, эта включает и общие, и профильные дисциплины. Среди первых основные — иностранный язык, современная философия и методология науки. Профильные дисциплины, конечно, более многочисленны, но и «ближе к жизни»: динамика аэросистем, гидроаэродинамика и баллистика, тепловые процессы, термохимия, аэродинамика больших скоростей, численные методы, компьютерное моделирование, математическое проектирование, CFD — вычислительная гидродинамика.

©tadte.com.tw

Присутствуют и дисциплины по выбору, особенно актуальные на этапе специализации. Это и суперкомпьютерное моделирование, и разработка программного обеспечения для разработки и проектирования цифровых моделей, а также автоматическое регулирование и управление, схемотехника, теория управления пилотируемыми системами, математическая статистика и вероятностные процессы, системный инжиниринг.

Кроме этого, запланированы факультативы: машинное обучение, программирование и проектирование на ПК. Наконец, своего рода практический итог всего учебного плана — производственная практика в виде научно-исследовательской работы, связанной с реальной работой в компании из авиандустрии.

А после курсов?

Абсолютно всех учащихся бесплатной магистратуры ждут выездные стажировки и воркшопы , оплачиваемые компанией-партнером. И хотя у выпускников программы будет возможность продолжить работу, обязательная отработка в компании, оплатившей обучение, не входит в условия участия. Это выгодно отличает ее от ряда других магистратур, оплачиваемых производственными компаниями из индустрии

«Уже начался сбор заявок на программу, и мы видим невероятный интерес и ажитацию. Всего за две недели подано более 500 заявок от студентов ведущих технических университетов России и СНГ. Мы искренне надеемся, что такая магистерская программа станет своего рода магнитом как для сильных и мотивированных студентов, так и для преподавателей из индустрии и академии. Мы ожидаем, что студенты будут решать наиболее амбициозные технологические задачи, находящиеся на переднем крае прикладной науки».

Денис Кузьмин, директор физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ

Следует понимать, что аэроинженеры необязательно работают в производственных компаниях: они востребованы во всех российских авиакомпаниях («Аэрофлот», S7 и других), международных авиастроительных корпорациях (Boeing, Airbus), а также у операторов космического туризма (Virgin Galactic, SpaceX, Blue Origin). Правда, попасть туда без американского гражданства или разрешения на работу в Штатах может быть нелегко. Место для выпускника курсов вполне найдется и в частных, и в государственных аэрокосмических лабораториях России.

Регистрируйтесь на сайте магистерской программы, чтобы узнать больше.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 07:23
Полина Меньшова

Соотношение белков, жиров и углеводов в питании мышей-самцов по-разному отразилось на детенышах мужского и женского пола. В числе эффектов оказались метаболические заболевания и расстройства настроения. Не исключено, подобное может относиться и к людям, хотя этот вопрос требует дополнительного изучения.

Вчера, 13:05
Александр Березин

В норме чем больше становится видов в группе, тем острее они конкурируют между собой, что сначала замедляет возникновение новых видов, а затем ведет к вымиранию. Новая научная работа показала, что у рода Homo ситуация почему-то была обратной: чем больше видов он образовывал, тем быстрее возникали новые дополнительные. Среди позвоночных подобных примеров нет, только среди жуков на изолированных островах. Ученые выдвинули ряд гипотез, позволяющих объяснить столь удивительный результат.

Вчера, 14:25
Дарья Г.

По оценкам ученых, «свободных» планет в Млечном Пути может быть в 20 раз больше, чем звезд. Так как планеты сами не светятся, разглядеть их сложно: их ищут гравилинзированием, лучше всего обнаруживающим самые массивные планеты типа Юпитера. Но вот удалось найти еще одну такую «сироту», причем не массивную с Юпитер, а земного размера. И ученые уверены, что это лишь первая находка из многих.

16 апреля
Ольга Иванова

Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.

17 апреля
НИУ ВШЭ

Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.

Позавчера, 13:05
Юлия Трепалина

Во время проживания в отелях туристы, как правило, расходуют ощутимо больше воды, чем у себя дома: из-за долгого плескания в душе разница может доходить до 250 литров в день. В новом исследовании ученые с помощью эксперимента показали, как побудить отдыхающих пользоваться водными ресурсами экономнее.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

21 марта
Дарья Г.

По спектральным данным от «Джеймса Уэбба» и результатам компьютерного моделирования атмосферы астрономы показали, что экзопланета LHS 1140 b — мир-океан. Причем по характеристикам это лучший на сегодня потенциально обитаемый мир, подходящий для пристального изучения.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария

-
0
+
Росс авиапром прохлопал ушами лет 15-20 в 90-е и 2000-е годы. Мировые авиагиганты в это время прокачивали техпроцессы, писали крупные комплексы программ (стоиостью иногда в десятки млн USD). Эти программы позволяли экономить массу денег и времени, ускоряя процессы R&D, например, моделируя расчетом испытания в трубе (вместо реальной продувки), или быстро рассчитывая параметры микросхемы (вместо долгого создания реальных прототипов). По всей западн переводной ИТ-литературе рассыпаны свидетельства усилий ИТ-ученых в этой области. Мировой авиапром фактически инициировал переход на ООП (объектно-ориентированное программирование), не путать с Организацией освобождения Палестины. Благодаря ООП стало можно писать прогр комплексы любого размера, легко управляемые и развиваемые дальше. Боюсь даже подумать, до каких пределов они сейчас раскачали эти инструменты. А что мы? А мы... ищем людей с навыками Пайтона. Очевидно, думаем, что мощные современные инструменты можно создать "на коленке", "хозспособом". Или стырить с помощью кулхацкеров и взломов. Грустно, девицы.
costya m
17.07.2021
-
0
+
Стипендию предлагают выше, чем средняя з/п в отрасли) Имхо при таком раскладе это подготовка потенциальных иммигрантов.
-
0
+
Как это по-российски крохоборно... Требуются сотни и тысячи специалистов, а программу мутят на 10 человек... Вот прямо сейчас эта великолепная десятка наворотит столько ценного и нового. что ни тысячи, ни даже сотни конструкторов и инженеров не потребуются -- десятку лучших оцифруют, заложат в ИИ и мигом догонят и перегонят доктора... ой, Боинг, конечно!..
Max Koval
15.07.2021
-
0
+
👍
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: