Просмотр телевизора связали с развитием трех видов рака у женщин
Анализ показал, что просмотр телевизора значительно повышает риск развития рака эндометрия и молочной железы, а также низкозлокачественного серозного рака яичников. Кроме того, авторам исследования удалось установить причинно-следственную связь.
Китайские ученые из Онкологического центра при Университете Чжуншань имени Сунь Ятсена в Гуанчжоу проверили, как именно малоподвижный образ жизни связан с риском развития разных видов рака. Результаты исследования опубликованы в журнале Cancer Medicine.
Рак — одна из главных причин смерти, представляющая серьезную угрозу для здоровья человека. По оценкам экспертов, в 2020 году в мире зарегистрировали 19,3 миллиона новых случаев онкологических заболеваний и 10 миллионов летальных исходов по этой причине. Преждевременная смерть от рака значительно сократила ожидаемую продолжительность жизни как в развивающихся, так и в развитых странах.
По данным множества исследований, здоровые привычки играют большую роль в предотвращении онкопатологий. И среди них — активный образ жизни. Между тем, как отметили авторы новой работы, в среднем взрослый британец проводит сидя по пять часов в день, француз — по 12 часов в будни, а житель США пребывает в сидячем положении 55% своего времени бодрствования, или 7,7 часа в день.
Хотя известно, что преимущественно малоподвижный образ жизни коррелирует с повышенным риском развития многих видов рака, причинно-следственная связь изучена плохо и на предыдущие выводы могли повлиять различные факторы. Поэтому китайские исследователи решили перепроверить эти эффекты с использованием менделевской рандомизации.
Данные для анализа взяли из недавнего полногеномного поиска ассоциаций у 408 815 европейцев — участников Британского биобанка. В соответствии с анкетами, которые заполняли добровольцы, под неактивным времяпрепровождением подразумевали просмотр телевизора, использование компьютера (не по работе) и вождение автомобиля.
«Удалось выявить 193 независимых генетических варианта в 169 локусах (фиксированное положение на хромосоме, где расположен определенный ген или генетический маркер. — Прим. ред.), связанных с малоподвижным образом жизни, из которых 152 генетических варианта в 145 локусах были связаны с просмотром телевизора, 37 генетических вариантов в 36 локусах — с использованием компьютера, а четыре генетических варианта в четырех локусах — с вождением. <…> Однако статистическая мощность использования компьютера и вождения автомобиля оставалась недостаточной (<80%) из-за низкой наследуемости», — рассказали авторы исследования.
Анализ связи между тремя малоподвижными видами досуга и 15 типами рака показал, что корреляция между просмотром телевизора и женскими онкологическими заболеваниями наиболее очевидна и значима. Так, он повышал вероятность рака эндометрия на 28%, рака молочной железы — на 16%, низкозлокачественного и низкозлокачественного серозного рака (карциномы) яичников — примерно на 49%.
Однако связь между просмотром ТВ и раком шейки матки оказалась чрезвычайно слабой: риск повышался в 1,003 раза. На развитие других 11 типов онкопатологий этот вид досуга тоже не повлиял.
«Мы исследовали причинно-следственную связь между малоподвижным образом жизни и метаболическими факторами, уровнем образования и пищевыми привычками с помощью менделевской рандомизации. Выяснилось, что просмотр телевизора причинно связан с индексом массы тела (отношение рисков составило 1,29), уровнем холестерина (1,13) и сахарным диабетом второго типа (1,87). Также просмотр ТВ выступал фактором риска большинства нездоровых пищевых привычек (употребление изюма в шоколаде (отношение рисков — 1,02), газированных напитков (1,07), жареного картофеля (1,15) и сладостей (1,06), но не ассоциировался с другими пищевыми привычками, такими как употребление злаков, свежих фруктов и кофе. В то же время использование компьютера коррелировало с количеством лет обучения в школе (1,78) и потреблением каш (1,15). Мы не обнаружили значимой связи между использованием компьютера и всеми метаболическими факторами, а также нездоровыми пищевыми привычками. Что касается вождения, то оно коррелировало только с учебой. Интересно, что уровень образования был обратно пропорционален просмотру телепередач и положительно связан с использованием компьютера», — объяснили ученые.
Несмотря на то что в этом исследовании, по словам его авторов, впервые определена причинно-следственная связь между просмотром ТВ и тремя видами рака у женщин, участники имели европейское происхождение: то есть неясно, можно ли распространить выводы на жителей других регионов. Кроме того, склонность к малоподвижному образу жизни и досугу оценивали субъективно, а не в экспериментах. Наконец, не удалось провести стратифицированный анализ по возрасту, полу и другим демографическим характеристикам.
Спортивная добавка, знакомая каждому второму посетителю тренажерного зала, оказалась неожиданно важной для противоопухолевого иммунитета. Американские ученые выяснили, что иммунные клетки внутри опухоли активно поглощают креатин и без него теряют способность бороться с раком.
Старший преподаватель кафедры физики и технической механики РТУ МИРЭА Николай Зенченко проанализировал принципы работы одежды с маркировкой UPF — технологии, которая блокирует до 98% ультрафиолетового излучения. В отличие от солнцезащитного крема, такая защита не смывается водой и действует весь день, но при этом требует правильного выбора материала. Эксперт развеял популярные мифы: почему мокрая хлопковая футболка не спасает от ожогов, можно ли загореть в UPF-купальнике и зачем горнолыжной куртке защита от солнца.
В США разработали экспериментальный назальный спрей против возрастного угасания мозга, который не только эффективно подавляет нейровоспаление, но и восстанавливает когнитивные функции. В отличие от традиционных методов, он заставляет организм возвращать память за счет репрограммирования клеток микроглии, а не сложного хирургического вмешательства.
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Астрономы провели длительную радиодиагностику межзвездного объекта 3I/ATLAS и не нашли признаков искусственных технологий. Наблюдение окончательно подтвердило естественную природу ледяного тела, хотя ученые изначально не ожидали сенсации.
Тысячу лет назад колоссальный степной пояс от Амура до Дуная назывался Великой степью. На Руси его знали как Дикую степь. В этом краю жили кочевники, и среди них — хищная птица сокол-балобан. Сейчас цельной трансконтинентальной популяции балобана больше нет. Небольшой европейский островок уцелел в Венгрии, Австрии и в Крыму. Есть популяция в Казахстане, Монголии и Китае. В России сокол-балобан, помимо Крыма, живет в горах Южной Сибири. И выживание этой популяции, как и всего вида, под угрозой. Как живет эта птица и как ей помогают в нашей стране? Зачем в Хакасии посреди «нигде» построили огромный облёточник? Буквально сегодня в него уже доставили первую партию птиц.
В высокогорных районах Гималаев появился новый хищник. Он не боится людей, возглавляет стаи собак и все чаще заходит в деревни. Местные жители называют его «кхипшанг». Речь идет о гибриде гималайского волка и бродячей собаки. Ученые опасаются, что этот зверь изменит хрупкий баланс местной дикой природы и в скором времени станет весьма опасным для человека.
В доколумбовых Андах принадлежность к правящему роду определяла доступ к земле, торговле и статусу, поэтому удержать все внутри семьи было вопросом выживания. Ученые выяснили, что элиты долины Чинча решали эту задачу самым прямым способом — заключая браки между родственниками на протяжении как минимум двух поколений.
При совпадении нескольких условий наши глаза способны улавливать излучение в ближнем инфракрасном спектре. Тогда сетчатка начинает работать как нелинейный фотодетектор.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии