17 января
28 273

В России разработали концепцию надувного модуля для увода спутников с орбиты

2.9

Российские специалисты из НПО имени С. А. Лавочкина предложили создать надувной модуль, который будет уводить старые космические аппараты с орбиты.

Компьютерная модель
Компьютерная модель распределения космических объектов в околоземном пространстве. По данным NASA, 95 % из них — мусор / ©Getty Images

С каждым годом все более серьезной становится проблема космического мусора. Под этим термином понимают объекты искусственного происхождения, которые «отжили свое».

Пока ситуация не критическая, однако в будущем мусор может привести к фактической невозможности освоения космоса человеком. Одна из проблем кроется в «саморазмножения» остатков деятельности людей. При этом по-настоящему эффективных методов борьбы с космическим мусором на практике не существует.

Вероятно, они появятся в будущем. Очередной концепт предложили специалисты из российского НПО имени Лавочкина. Идею изложили в тезисах к докладу, подготовленному специалистами предприятия к «Королевским чтениям».

Речь идет об универсальном модуле, который уводил бы спутники с орбиты за счет сил аэродинамического торможения, создаваемых надувной тормозной оболочкой сферической формы из тонкой металлизированной полимерной пленки.

Этот метод борьбы с космическим мусором относят к пассивным: предполагают, что модуль будет находиться в конструкции космического аппарата. Активные средства борьбы (с внешним воздействием на объект) в НПО имени Лавочкина сочли чрезмерно дорогими и сложным, если говорить о технической реализации.

Помимо надувных тормозных устройств, в тезисах говорится о целесообразности тросовых систем (не совсем понятно, что конкретно имеют в виду). Известно, что надувной модуль можно будет применять для самых разных космических аппаратов.

XLVI Академические чтения по космонавтике памяти Сергея Павловича Королёва (Королёвские чтения) будут проходить в Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана с 25 по 28 января.

Активные усилия по борьбе с космическим мусором предпринимают на Западе. Недавно Millennium Space (дочерняя компания Boeing) продемонстрировала простой и дешевый способ.

Эксперимент назвали Dragracer: в рамках него аналогичные микроспутники вывели на близкие орбиты. Один из них получил длинную каптоновую ленту, выполняющую функцию аэродинамического тормоза. Контрольный аппарат остался на орбите, а вот другой вошел в плотные слои атмосферы Земли.

Эксперимент Dragracer в представлении художника / ©Millennium Space Systems

В позапрошлом году европейцы начали проектировать космический мусоросборщик Clearspace-1. Он будет захватывать объекты четырьмя манипуляторами.