16 июля
Анна Новиковская
33 351

Патогенный гриб заставляет самцов спариваться с мертвыми самками

4.5

Патогенный гриб, заражающий мух, передается через прикосновение здоровой мухи к больной — и теперь ученые выяснили, каким образом гриб вынуждает здоровых самцов контактировать с трупами зараженных самок.

Здоровый самец мухи спаривается с трупом зараженной самки, удерживаемом на месте каплей вазелина. Теперь он сам станет носителем смертоносных спор / © phys.org

Мушиная энтомофтора (Entomóphthora múscae) — один из самых хорошо изученных видов патогенных грибов, поражающий двукрылых насекомых и медленно выедающий их изнутри. Опознать зараженный труп можно по характерному вздутому брюшку, на котором видны белые пятна, рассыпающие споры, и расставленным в стороны крыльям, которые придают мертвой мухе «распятый» вид.

Поскольку гриб передает свои споры только при непосредственном касании, ему необходимо каким-то образом заставить здоровых мух вступить в контакт с трупом зараженной. Теперь ученые поняли, как он это делает: выделяя вещества, действующие на самцов мух подобно феромонам, коварный паразит заставляет их спариваться с трупами мертвых самок.

Как выяснили шведские ученые, энтомофтора добивается этого, выделяя особые химические вещества — сесквитерпены, которые вызывают у самцов сильное желание спариться с трупом зараженной самки. Что любопытно, чем дольше лежит труп, тем более он привлекателен: 73 процента исследованных самцов спаривались с тушами самок, погибших более суток назад, и лишь 15 процентов спарились с трупами, которым было не больше восьми часов.

Вероятно, это происходит благодаря накоплению выделяемых сесквитерпенов, чья концентрация растет с увеличением количества грибных спор. Иными словами, гриб активнее привлекает самцов мух именно к тем трупам, при контакте с которыми риск заражения максимален.

Мертвая самка мухи в характерной позе, говорящей о заражении смертоносным грибом: теперь паразит ищет нового хозяина / © wikipedia.org

Полученные данные, помимо новых удивительных сведений о стратегиях выживания в дикой природе, дают в руки ученым мощное средство против насекомых, которое может привести к созданию новых эффективных репеллентов. К примеру, добавив сесквитерпены в состав клея для липких лент от мух, мы получим крайне эффективную ловушку для насекомых, которая позволит быстро избавиться от всех здоровых самцов мух в округе.

Исследование опубликовано в журнале ISME Journal.