Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Украинско-американская альтернатива двигателям РД-181 появится в 2024 году
Изначально выглядевшая многообещающе ракета-носитель Antares в последние годы стала довольно проблемной. Для ее создания требовалась кооперация США, Украины и России, которая в свете сложившейся геополитической обстановки практически невозможна. Решением проблемы станет переход с российских двигателей на созданные в Америке. И ключевую роль в нем сыграет частично украинская компания Firefly Aerospace.
Как пишет портал SpaceNews, соответствующее соглашение подписано между Firefly и ведущим разработчиком ракеты Antares — компанией Orbital Sciences Corporation (OSC, с 2018 года — подразделение Northrop Grumman). Украинско-американский партнер будет отвечать за проектирование и производство первой ступени с семью двигателями Miranda. Их суммарная производительность превысит таковую ранее использовавшейся пары РД-181 российского производства. В качестве дополнительного преимущества заявлена возросшая грузоподъемность всего носителя: с 8100 килограммов в нынешней конфигурации до 10 500 килограммов (указаны значения для миссий к Международной космической станции).
Детали грядущего сотрудничества пока подробно не раскрывают. Сообщается, что новая первая ступень (с индексом 300) получит не только двигатели разработки Firefly. Ее к тому же будут производить по технологиям этой частной компании — преимущественно из композитных материалов. Отмечается, что переделывать стартовый стол под ступень 300-й серии не потребуется, подойдет прежняя площадка Среднеатлантического регионального космопорта (MARS) в штате Виргиния (рядом с космодромом Уоллопс). Что самое главное — теперь все узлы ракеты будут производиться в США, и проблем с логистикой должно стать намного меньше.
Как вторую ступень OSC планирует по-прежнему использовать твердотопливные ускорители семейства Castor 30, в данном случае — наиболее мощный XL. Применяться обновленный Antares (индекс 330), как и предыдущие версии, должен будет для запуска беспилотных космических кораблей Cygnus. Их задача — снабжать МКС грузами на коммерческой основе по заказу Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA).
Напрямую об этом пока не говорится, но, судя по всему, Cygnus так же получит радикальное обновление. Дело в том, что других полезных нагрузок Antares в космос не выводит (хотя теоретически может), так что повышение грузоподъемности ракете не нужно. Тем не менее среди прочего рост забрасываемой массы OSC и Firefly обещают конвертировать в дополнительные 1250 килограммов добра, которые смогут получить экипажи МКС. Сейчас Cygnus способен доставлять до 3700 килограммов (для сравнения: «Прогресс МС» доставляет 2,5 тонны), что уже стало улучшенным показателем по сравнению с первоначальной версией корабля.
Обе компании подтвердили журналистам, что модернизация Antares — не единственная цель сотрудничества. В перспективе OSC вместе с Firefly планируют разработать совершенно новый носитель среднего класса. Его название и хотя бы примерные характеристики не разглашаются. В Northrop Grumman сроки готовности Antares 330 называют как «уже 2024 год». Однако в аэрокосмической отрасли заявленные графики редко соблюдаются — безопасность важнее.

История Antares (на первых этапах разработки — Taurus II) отлично иллюстрирует, как многообещающая научно-техническая кооперация ради прогресса может пойти прахом. Orbital задумывала ракету как дешевый и простой носитель для выполнения контрактов NASA по доставке грузов на МКС. Под эти же цели разрабатывали корабль Cygnus, так что параметры целевой полезной нагрузки были понятны. В качестве двигателей выбрали купленные компанией Aerojet в России НК-33, хранившиеся с момента своего производства в 1970-х без дела. Их оснастили современной электроникой, проверили и, назвав AJ26, установили на первую ступень (серия 100). Ее, к слову, заказали у хорошо знакомой с советскими ракетными двигателями организации — украинского «Южмаша». Вторую ступень (Castor 30) сделали из твердотопливного ускорителя Castor 120 для Minotaur-C (он же Taurus) путем уменьшения и небольшой модернизации.
В результате получились Antares 110 и 120, вторая цифра означает версию Castor 30 — A или B, различаются тягой и эффективностью. Они успешно стартовали четыре раза, пока время не взяло свое и омологированные НК-33 не начали разрушаться прямо в полете или на тестовом стенде. Пятая миссия Antares завершилась катастрофически через несколько секунд после запуска. К сожалению, на этом закончилась и довольно интересная история советских двигателей, которые предназначались для лунной программы, но впервые смогли полететь только в XXI веке и на ракете другой страны.
Замену AJ26 искали недолго: задел НК-33 в свое время привел к созданию РД-170, из которого потом произошли РД-180/181. Переработка первой ступени тоже была быстрой, и появилась серия 200 (пока Antares не мог использоваться, Cygnus летал на Atlas V). Но на дворе уже стоял 2016 год, и отношения как США, так и Украины с Россией стали напряженными. По каким-то причинам Orbital не стали активно искать альтернативы, из-за чего к февралю 2022-го у компании осталось двигателей только на два запуска. А функционирование «Южмаша» оказалось затруднено близостью боевых действий.
Сотрудничество с Firefly в свете сложившейся обстановки выглядит весьма логично. Ключевым инвестором этой компании в 2017 году стал украинский предприниматель Максим Поляков, который не только вдохнул в нее новую жизнь, но и открыл инженерное подразделение у себя на родине.
За четыре года Firefly привлекла несколько сотен молодых специалистов и сотрудников ракетно-космической отрасли Украины. Немалая их часть в последние месяцы мигрировала в Соединенные Штаты. Кроме того, в Америку «переехал» огромный научно-технический потенциал. Хотя Полякову из-за бюрократических тонкостей пришлось продать свою долю в компании, Firefly продолжает развиваться на созданном заделе.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Объемы российского рынка водоснабжения достигают 490 млрд рублей в год, а потребность в инвестициях в инфраструктуру оценивается в триллионы. Значительную часть этих затрат составляет оплата электроэнергии для насосных станций. Существенную экономию мог бы дать переход на тариф, в котором ночью и в выходные цена ниже. Однако это требует идеального почасового планирования: за ошибки в расчетах накладываются штрафы. Традиционные ручные методы прогнозирования демонстрируют высокую погрешность в 6,2%. Ученые Пермского Политеха разработали систему на основе машинного обучения, которая в 3,7 раза снижает погрешность прогноза — до 1,67%. Это позволит эффективно перейти на оптимальный тариф и гарантированно экономить свыше 160 тысяч рублей в год на одной станции.
Международная группа антропологов выяснила, что экспансию человечества за пределы Африки начали не высокие и большеголовые атлеты, как считалось ранее, а популяции с архаичной внешностью. Виртуальное восстановление облика одного из древнейших черепов Эфиопии показало, что полтора миллиона лет назад рядом с прогрессивными формами людей жили существа, морфологически близкие к находкам из грузинского города Дманиси.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
Задолго до достижения ближайшей к Солнцу точки 3I/ATLAS начала испускать стабильный узконаправленный поток газа из определенной области на своей поверхности — рядом с одним из полюсов кометы. Ранее такие струи не раз наблюдали на кометах, в том числе на первой межзвездной комете Борисова, но еще никогда не видели столь стабильного и долгоживущего джета.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии