• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
30 октября, 13:01
Unitsky String Technologies Inc.
14
287

Белорусские инженеры избавили струнный транспорт от резонансных колебаний

❋ 4.4

В комплексах uST, где беспилотный транспорт фактически движется по натянутым струнам, возникают вынужденные и собственные колебания. При совпадении частот этих колебаний возможен резкий рост амплитуды. Это, в свою очередь, вызывает резонанс, который способен привести к ухудшению комфорта пассажиров и даже к повреждению самой путевой структуры. Чтобы решить эту потенциальную проблему, инженеры компании UST Inc. провели ряд исследований.

Рельсо-струнная путевая структура комплекса uST / © UST Inc.

Собственные колебания — это «естественные» режимы вибрации конструкции (натянутой струны между анкерными и промежуточными опорами) при отсутствии внешнего воздействия. Вынужденные — те, которые возникают под воздействием внешних факторов. Если частота внешнего воздействия совпадает с частотой собственного режима, то возникает резонанс.

К выводу уравнений колебаний струны / © UST Inc.

Специалисты компании UST Inc. провели исследование, опубликованное в «Вестнике Белорусского государственного университета транспорта: Наука и транспорт», о влиянии внешних факторов на вероятность возникновения резонанса в системе «струна — подвижной состав», в ходе чего выявили ряд основополагающих:

  • движение рельсового электромобиля по струне (масса, скорость, распределение нагрузки);
  • неровности путевого полотна (профиль, соединения, крепления опор);
  • ветровые нагрузки (продольные и поперечные силы ветра, воздействующие на подвижной состав и конструкцию);
  • сочетание вышеперечисленных факторов.

Риск резонанса не нулевой, но контролируемый

Инженерный анализ показывает, что сочетание множества факторов создает сложную картину. При одновременном воздействии разных нагрузок вероятность точного совпадения частот (внешнего и собственного колебаний) стремится к нулю, однако не исключена возможность частичного попадания в резонансный режим.

«Опрокидывание» резонансной кривой в нелинейном режиме колебаний струны при разных амплитудах вынуждающей силы (Fx < F2 < F3 < F4) / © UST Inc.

Авторы исследования подчеркивают: «При одновременном влиянии перечисленных факторов вероятность возникновения резонанса… стремится к нулю». Тем не менее основная задача инженеров — минимизировать эту вероятность и обеспечить защиту конструкции.

Как минимизируют резонансные эффекты в комплексах uST

1. Расчет собственных частот. Инженеры проводят анализ собственных циклов вибрации всей конструкции: струны, балок, опор и узлов крепления. Определяют основные режимы колебаний, их частоты и формы. Это позволяет заранее выявить потенциально опасные сочетания нагрузок.

2. Управление внешними воздействиями. Контроль профиля трассы и качества полотна снижает вынужденные колебания от движения состава. Также проектирование выполняется с учетом ветровой нагрузки: выбирается форма подвижного состава, ориентация трассы, коэффициенты деформации. В свою очередь, компенсационные устройства, такие как демпферы, натяжные устройства, распорки, снижают амплитуду колебаний.

Рельсо-струнная путевая структура комплекса uST / © UST Inc.

3. Инженерная защита и эксплуатационный контроль. Система мониторинга вибрации, автоматическое регулирование натяжения струн, профилактические осмотры — все это входит в эксплуатационный план, что позволяет заранее отслеживать рост амплитуд и исключать критические режимы.

Почему это важно

Рельсо-струнная путевая структура сочетает высокую жесткость и гибкость: предварительное натяжение струн, легкий подвижной состав, высокая скорость движения — все это делает ее чувствительной к динамическим воздействиям. В отличие от классических рельсовых систем, где вибрации чаще гасятся массивной конструкцией трассы и подвижного состава, эта структура более «чувствительная». Поэтому устойчивость к резонансу — одна из ключевых инженерных задач.

Кроме того, обеспечение комфорта пассажира (воздействие при ускорениях, отсутствие вибраций) напрямую связано с частотными характеристиками конструкции. Неверно рассчитанный скоростной режим может привести не только к дискомфорту, но и к ускоренному износу элементов.

Исследование, проведенное инженерами UST Inc., показывает, что даже такая технически совершенная система, как «струна — подвижной состав» не свободна от рисков возникновения резонанса. Но грамотный подход — расчет собственных частот, тщательное проектирование трасс, управление внешними нагрузками и эксплуатационный контроль — позволяет снизить вероятность появления резонанса практически до нуля. Это доказывает зрелость технологии и готовность комплексов uST к эксплуатации в городских условиях или в междугороднем транспортном сообщении.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Международная инжиниринговая компания, которая разрабатывает, проектирует, тестирует и эксплуатирует транспортно-инфраструктурные комплексы в эстакадном исполнении. Головной офис компании находится в Минске. UST Inc. располагает двумя демонстрационно-испытательными центрами – в Беларуси и Объединённых Арабских Эмиратах, производственным комплексом и конструкторскими бюро. Компания аккредитована в качестве научной организации в Национальной академии наук Беларуси и Государственном комитете по науке и технологиям, получила более 200 международных патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
1 ноября, 10:14
Максим

Международная команда ученых обнаружила в море Уэдделла ранее неизвестное место массового гнездования антарктических рыб Lindbergichthys nudifrons. Океанологи зафиксировали скопления более тысячи ухоженных гнезд, расположенных по сложным геометрическим узорам. Коллективное расселение помогает рыбам защищаться от хищников.

1 ноября, 08:50
Любовь С.

Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.

1 ноября, 14:20
Игорь Байдов

Международная группа ученых провела необычный эксперимент. Исследователи взяли образцы фекалий у детей с разными типами темперамента и пересадили их крысам. После этого животные начали вести себя по-разному: те, кто получил микробиоту от активных детей, стали смелее и больше исследовали новое пространство. Это открытие намекает на то, что бактерии, живущие в кишечнике с детства, в какой-то мере способны влиять на формирование личности.

1 ноября, 10:14
Максим

Международная команда ученых обнаружила в море Уэдделла ранее неизвестное место массового гнездования антарктических рыб Lindbergichthys nudifrons. Океанологи зафиксировали скопления более тысячи ухоженных гнезд, расположенных по сложным геометрическим узорам. Коллективное расселение помогает рыбам защищаться от хищников.

1 ноября, 08:50
Любовь С.

Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.

1 ноября, 14:20
Игорь Байдов

Международная группа ученых провела необычный эксперимент. Исследователи взяли образцы фекалий у детей с разными типами темперамента и пересадили их крысам. После этого животные начали вести себя по-разному: те, кто получил микробиоту от активных детей, стали смелее и больше исследовали новое пространство. Это открытие намекает на то, что бактерии, живущие в кишечнике с детства, в какой-то мере способны влиять на формирование личности.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

14 Комментариев
1 2
3 дня назад
-
0
+
Красавцы. Опыт накоплен мощнейший, пора решать задачу космического лифта!
Александр С
3 дня назад
-
0
+
"беспилотный транспорт фактически движется" -- опять новости из будущего под видом актуальных? Графики очень странные. Что такое v, что такое a по осям? В каких единицах они измеряются? Что такое x, y, T1, T2? Попутно зашёл на сайт ихнего SkyWay Park - там впаривают какие-то "токены". Вопрос редакции Naked-Science: вы уверены, что это наука?
VASYA G.
3 дня назад
-
0
+
вообще, как показывает история, то резонанс в определённый момент может и к катастрофе привести, поэтому правильно, что его надо просчитывать) респект, что безопасность пассажиров на первом месте, а не на авось надеется
Glemt Gravkammer
4 дня назад
-
-2
+
Вы серьезно?! Это же вроде научпоп портал, а не вестник лохотронщика? Все более-менее адекватные люди знают, что контора Юнитского просто банальный баблосбор, ничего они не проектируют и не разрабатывают... Вы еще про мотор-колесо Дауюнова напишите, что оно весит меньше чем остальные)))
    Kanye
    3 дня назад
    -
    4
    +
    Glemt, регистрация ради одного коммента? Как же вас жизнь обидела.
    +
      ещё комментарии
    Matvei Mitovich
    3 дня назад
    -
    3
    +
    Glemt, давно лохотронщики стали в НАН наукой заниматься? может вы попутали что-то? почитайте сначала научные статьи, разработками. пол тычсячи инженеров задействованы... а вы вы потерялись во времени, кажется, обнулитесь
    Платон Ф.
    3 дня назад
    -
    0
    +
    Glemt, у вас регистрация сегодняшняя и уже такой эксперт)))... и все, кто так любит покритиковать струнный транспорт , тааак любят дуюнова вспоминать. а как просишь перечислить достижения струнного транспорта - так все молчат..
    +
      ещё комментарии
      Glemt Gravkammer
      3 дня назад
      -
      0
      +
      Платон, а что у нас нынче уровень компетенции оценивается по дате регистрации на каком то научпоп портале? Так че там кстати про достижения струнного транспорта? Перечислите?
    1 2
    3 дня назад
    -
    0
    +
    Glemt, обмотка "Славянка" это вам не шутки! Ноу-хау до которого врагам не дотянуться, потому - клевещут
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно