06.03.2023
Ольга И.
18 352

Генетики впервые изучили ДНК чернобыльских собак

5.1

Ученые из США и Польши провели первое геномное исследование бродячих собак, живущих в зоне отчуждения в Чернобыле. Многие из них — потомки четвероногих друзей, оставленных хозяевами во время аварии на АЭС. Исследователи пришли к выводу: у этой популяции есть генетические отличия.

Собаки, проживающие в Чернобыле / ©Тимоти Муссо / phys.org / Автор: Александр Литвинов

Чернобыльская катастрофа в 1986 году привела к масштабному загрязнению окружающей среды — не только флоры, но и фауны. К несчастью, домашние питомцы оказались одной из жертв этой трагедии. Руководство СССР не придавало значения «друзьям человека», не позволив хозяевам взять их с собой во время эвакуации. Многие из них погибли (в том числе в результате варварских отстрелов, так как деньги на их эвакуацию и содержание выделять не планировали), но некоторые выжили и даже дали потомство, продолжив существовать на загрязненной территории.

Ученые из университетов Южной Каролины (США) и Гданьского (Польша) провели первое геномное исследование чернобыльских собак и представили свои выводы в журнале Science Advances. Исследователи изучили образцы крови 302 бродячих псов, проживающих в зоне отчуждения. Причем некоторые из них живут прямо на территории Чернобыльской АЭС, другие — за 45 километров от эпицентра катастрофы.

Авторы работы предполагали: со временем собаки настолько смешаются друг с другом, что геном их будет почти одинаковым. Однако при помощи теста ДНК ученым удалось выделить популяции животных, которые обитают в районах с разным уровнем загрязнения — высоким, средним и низким. Исследователи даже идентифицировали семьи собак: их оказалось 15. Таким образом, ученые пришли к выводу, что популяции чернобыльских собак нарушают предположение о случайном спаривании, которое присуще многим популяционным генетическим моделям.

Сравнительный анализ также показал, что чернобыльские собаки генетически отличаются от животных в Восточной Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Правда, исследователи определили, что в некоторых чернобыльских популяциях имел место приток генетического материала породистых собак. Вероятно, это произошло из-за возвращения некоторых жителей и их питомцев на родную землю.

Веганство, то есть сбалансированное растительное питание, неоднократно называли не менее полезным для собак, чем рацион, включающий в себя продукты животного происхождения. Ученые из Великобритании перепроверили данные, на основе которых был сделан этот вывод, и не согласились с ним.

Собаки не только узнали своих владельцев во время видеосозвона, но и смогли сымитировать их поведение. При этом животные по-разному справлялись с заданием, когда видели людей сбоку, сверху и спереди.