Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева — высшее учебное заведение в Москве, крупнейший учебный и научно-исследовательский центр в области химической технологии.

Изучение качества воздуха в городских лесных массивах необходимо, поскольку эти территории служат не только частью экосистемы города, но и местом отдыха горожан. Ученые РХТУ вместе с сотрудниками кафедры лесоводства, экологии и защиты леса МГТУ имени Н. Э. Баумана и Базовой кафедрой РХТУ имени Д. И. Менделеева в ИГЕМ РАН предложили недорогой и достаточно точный метод оценки присутствия вредных примесей в атмосфере — для этого используются пробоотборники с сорбентом из фильтровальной бумаги, пропитанной различными реагентами, на которую осаждаются соответствующие примеси. Пробоотборники можно размещать в любых точках леса, они не требуют постоянного наблюдения и создания стационарных пунктов мониторинга. Методику уже опробовали на территории природного заповедника «Долина реки Сетунь» в западной части Москвы.

21.12.2021

Ученые из РХТУ вместе с коллегами из Института общей физики имени А. М. Прохорова РАН, Курчатовского института и НИИ «Полюс» работают над созданием систем охлаждения твердотельных лазеров, используемых в медицине, косметологии и других областях. Исследователи разрабатывают технологию надежного соединения двух кристаллов и предлагают использовать для этого фемтосекундную лазерную сварку.

Специалисты РХТУ с участием коллег из ИБХ РАН, ЦСП ФМБА России, ФИЦВиМ и ГНЦ ВБ «Вектор» создали полимерные наночастицы, которые могут переносить по организму плохо растворимые биологически активные вещества. В молекуле полимера соединили гидрофильную и гидрофобную части, благодаря чему наночастицы из этих молекул хорошо совместимы с водой и эффективно включают и транспортируют действующие вещества к органу-мишени. Также оболочку наночастиц можно модифицировать различными функциональными или векторными агентами, чтобы адаптировать частицы под различные действующие вещества и повысить их эффективность. Исследователи предлагают использовать новую лекарственную форму в том числе и для разработки вакцин. Технологию уже опробовали на примере вакцины против вируса лихорадки Рифт-Валли.

14.05.2021

Недавно ученые выяснили, что обработка табака популярным средством от вредителей - бордосской жидкостью, повышает содержание в растении канцерогенного соединения нитрозонорникотина. Детали этого явления пока непонятны, поэтому российские химики из ИНЭОС РАН и РХТУ имени Д. И. Менделеева решили проследить за вероятным первым этапом реакций, приводящих к появлению в табаке опасного канцерогена, – взаимодействием молекул никотина с ионами меди, содержащимися в бордосской жидкости. Исследователи показали, что это взаимодействие протекает не так, как считалось раньше и теперь готовят дополнительные эксперименты для выяснения деталей метаболизма никотина в растениях, а пока советуют не обрабатывать табак бордосской жидкостью или аналогичными соединениями.

11.02.2021

Ученые РХТУ оптимизировали процесс сверхкритической сушки для производства аэрогелей. Их используют для изготовления теплоизоляционных материалов, в различных медицинских целях и даже в космосе — из них делают ловушки для космической пыли, способные захватывать самые мелкие частицы.

Водород и его соединения, удобные для компактного хранения, получают в основном переработкой природного газа. Очень заманчиво делать это в совместной конверсии природного и углекислого газов, но для этого нужны доступные и эффективные катализаторы. Один из вариантов – это карбид молибдена, каталитическая активность которого в реакциях конверсии углеводородов сопоставима с дорогостоящей платиной. Российские химики из РХТУ имени Д. И. Менделеева предложили новый способ получения этого каталитического материала из доступного прекурсора – молибденовой сини и показали, что разработанные образцы обладают высокой каталитической активностью, то есть обеспечивают быструю и полную конверсию углеводородов.

12.11.2020

Парателлурит активно используют в оптоэлектронике, акустооптике и в качестве компонентов оптических волокон инфракрасного диапазона. Но сейчас промышленным методом получают парателлурит с химической чистотой, которая ограничивает его применимость. Химики из РХТУ имени Д. И. Менделеева предложили новый метод синтеза парателлурита с помощью сжигания паров теллура в сухом кислороде. Они сконструировали установку для проведения синтеза и оптимизировали его условия, после чего массовая доля примесей в парателлурите снизилось до 0,000006 процента, что на порядок меньше аналогичной величины для промышленного способа (0,0001 процент). Кроме того, ученые установили закономерности, которые будут полезны для оптимизации производства, а также использованы в дальнейших разработках в области технологий оптоэлектроники и фотоники.

30.10.2020

В основе большинства современных перезаписываемых оптических дисков (CD, DVD, Blue-Ray) лежит материал под названием GST - сплав германия (Ge), сурьмы (Sb) и теллура (Te). Принцип действия таких устройств энергонезависимой оптической памяти основан на кристаллизации аморфной фазы под действием лазерного излучения. Группа российских ученых, куда вошли исследователи из РХТУ имени Д. И. Менделеева, изучила, как на характер этого процесса влияют параметры лазерного излучения, а также материал подложек. Установленные закономерности могут стать полезными не только для оптических дисков нового поколения, но и для разработки устройств энергонезависимой памяти на основе фазовых переходов. В перспективе такая фазовая память характеризуется очень высокой скоростью записи и может перезаписываться десятки тысяч раз.

27.10.2020

Пленки из оксида индия и олова (ITO) активно используют в качестве прозрачных электродов сенсорных экранов, дисплеев и солнечных батарей, но ученые из ИОНХ РАН, РХТУ имени Д. И. Менделеева и других институтов показали, что линейку применений ITO можно расширить еще больше. Они напечатали тонкие и однородные пленки ITO и продемонстрировали, что с их помощью можно селективно регистрировать содержание угарного газа в концентрациях даже на порядок меньше предельно допустимых.

30.09.2020

Очистка сточных вод — чрезвычайно затратный процесс. По оценкам американского агентства по охране окружающей среды, до пяти процентов общего энергопотребления США приходится именно на системы водоочистки, поэтому любое удачное решение в этой области может стать крайне востребованным. Ученые из РХТУ имени Д. И. Менделеева испытали новый способ очистки воды, отличающийся высокой скоростью и эффективностью.

Загрузить ещё