Рубрика Наука

Снотворным агентом индийского женьшеня оказался пластификатор

Исследователи из Цукубского университета выделили активное вещество аюрведического растения ашвагандха (Withania somnifera), которое обладает снотворным эффектом, — им оказался триэтиленгликоль (ТЭГ). Результаты работы представлены в журнале PLоS ONE.

По статистике, нарушения сна являются одной из самых распространенных категорий нейропсихиатрических расстройств: ими страдает 10–15 процентов всей популяции и 30–60 процентов пожилых людей. Помимо повышения риска других заболеваний (например, ожирения и депрессии) нарушения сна наносят ущерб экономике, увеличивая число дорожных аварий, расходы на здравоохранение и снижая производительность труда. При этом безопасных синтетических препаратов для лечения бессонницы не существует. Коммерческие лекарства этого типа относятся к бензодиазепинам, модуляторам мелатонина или гистамина и обладают побочными эффектами, в частности синдромом отмены. Поэтому ученые ищут безвредные растительные соединения, обладающие снотворным действием.

 

В качестве источника таких веществ рассматривается ашвагандха — вечнозеленое кустарниковое растение из семейства пасленовых (Solanaceae). Ашвагандха занимает центральное место в традиционной системе индийской медицины Аюрведе как адаптоген, осуществляющий гуморальную регуляцию между иммунной и нейроэндокринной системами. Кроме того, одним из показаний к его применению являются нарушения сна. Прошлые исследования также показали, что экстракт корней W. somnifera может использоваться для профилактики тревожности, рака и нейродегенеративных заболеваний. Тем не менее, влияние на организм экстракта листьев ашвагандхи до сих пор не изучалось. Неизвестным оставалось и активное соединение, которое наделяет это растение снотворным действием.

 

Чтобы восполнить пробел, японские специалисты провели эксперимент на мышах. На первом этапе авторы имплантировали особям электроды для электроэнцефалографии (ЭЭГ) и электромиографии (ЭМГ), после чего помещали их в комнату с 12-часовым световым днем. В разное время животным перорально вводили буфер (воду или диметилсульфоксид), экстракт листьев ашвагандхи на спиртовой или водной основе, экстракт гамма-циклодекстрина и чистый триэтиленгликоль, которым богаты два последних соединения. Затем, для оценки глубины и структуры сна, ученые в течение нескольких суток регистрировали электрическую активность мозга мышей и движения их глаз.

 

Динамика ЭЭГ, ЭМГ, цикла сна-бодрствования после приема разных доз нейтральных жидкостей и ТЭГ / ©Mahesh K. Kaushik et al., PLoS ONE, 2017

 

Согласно наблюдениям, снотворный эффект экстракта листьев на спиртовой основе статистически не отличался от нейтральных жидкостей. В то же время обработка экстрактом на водной основе и экстрактом циклодекстрина увеличила общую продолжительность медленной фазы сна. После введения чистого ТЭГ особи засыпали спустя несколько минут и значительно чаще переходили между фазой медленного сна и бодрствованием по сравнению с контрольной группой: 92,5 ± 6,60 и 90,3 ± 7,16 против 74,8 ± 5,68 и 74,7 ± 5,81 эпизода соответственно. Также триэтиленгликоль повышал амплитуду дельта-ритма мозга, характерного для глубокого сна. Вещество не оказывало выраженного воздействия на фазу быстрого сна и поведение животных в разных состояниях после депривации сна.

 

По мнению авторов, полученные данные подтверждают потенциал ашвагандхи как естественного снотворного. Тем не менее, о применении ТЭГ в медицинских целях речь пока не идет: сейчас это соединение используется в промышленности как, например, пластификатор и дезинфицирующее средство, и его токсичность изучена недостаточно. Прояснить механизмы влияния триэтиленгликоля на живые организмы помогут дальнейшие исследования.

 

Ученые регулярно открывают новые свойства растительных соединений. Ранее канадские специалисты показали, что экстракт плодов клюквы снижает вирулентность ряда патогенов, нарушая их чувство кворума. В свою очередь, сок черники оказался стимулятором мозговой активности для пожилых людей.