Рубрика Наука

Героиновый антидот усилил эффекты «гормона доверия»

Американские психиатры обнаружили, что окситоцин усиливает эффекты антагониста опиоидных рецепторов налоксона в рамках повышения социального внимания.

Окситоцин представляет собой нейромедиатор, выработка которого ассоциируется с инициацией и поддержанием социальных отношений, а также продукцией молока и родовой деятельностью у женщин. Продукция окситоцина регулируется опиоидергической системой: так, опиоиды выступают его антагонистами. Благодаря способности усиливать социальные взаимодействия гормон неоднократно испытывался на пациентах с расстройством аутистического спектра (РАС), однако его эффекты, как правило, оставались незначительными и трудно воспроизводимыми. В схожих тестах использовался антагонист налоксон.

 

В новой работе сотрудники Йельского университета и Массачусетской больницы общего профиля изучили совместное действие налоксона и окситоцина. В ходе эксперимента препараты ингаляционно вводили макакам-резусам — изолированно или в сочетании. Контрольная группа животных получала плацебо. Затем, для оценки социальных эффектов, их размещали попарно и записывали движения глаз при получении подкрепления (порции сока), а также без дополнительных взаимодействий. Анализ показал, что совместное назначение препаратов усиливало социальное внимание — фиксацию взгляда на глазах и морде другого животного.

 

Связь препаратов с частотой фиксации взгляда и сравнение совместного введения с введением поотдельности / ©Olga Dal Monte et al., PNAS, 2017

 

Тенденция сохранялась независимо от наличия подкрепляющего стимула. Примечательно, что совместное действие оказалось более выраженным по сравнению с суммой эффектов каждого вещества. На втором этапе авторы оценили экспрессию опиоидных рецепторов (дельта-, каппа-, мю-), рецепторов к окситоцину и самого нейромедиатора в 190 областях мозга. Для этого они использовали данные шести добровольцев, которые легли в основу алленовского Атласа мозга — широкий доступ к нему был открыт осенью прошлого года. Согласно результатам, максимальной продукции окситоцина соответствовали каппа- и мю-рецепторы.

 

По словам исследователей, полученные данные свидетельствуют о том, что последние, вероятно, играют ключевую роль в модуляции окситоциновой системы. «Это подтверждает регуляторную связь между опиоидной и окситоциновой системами, а также указывает на возможное усиление терапевтических эффектов окситоцина при ингибировании опиоидов в контексте повышения социальных навыков», — сообщают ученые. Между тем прошлые работы показали, что дополнительные дозы окситоцина способны омолаживать мышцы, улучшать симптомы нервной анорексии и стимулировать оргазмы.

 

Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

 

Между тем сфера приложений существующих фармацевтических средств на основе окситоцина чрезвычайно ограничена. Подробнее об этом гормоне, его воздействии на социальные взаимоотношения у животных и человека, а также связанных с ним потенциальных опасностях читайте в нашем материале.