Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
04.08.2020
Мария Азарова
7
3 550

Абстракционизм заставил людей проявить абстрактное мышление

Ученые из Колумбийского университета провели эксперимент, по итогу которого установили, что абстрактное и репрезентативное искусство по-разному влияют на познание.

Марк Ротко
Женщина перед одной из картин Марка Ротко / © Getty Images / Автор: Никита Тарасов

Искусство было неотъемлемой частью человеческого существования с давних времен — и ученые стремятся понять, какой эффект оно оказывается на нас: будь то терапевтический, эстетически приятный или вызывающий различные воспоминания. В новом исследовании специалисты решили объединиться с теоретиками искусства, чтобы определить, как различаются абстрактное и репрезентативное искусство в своем влиянии на когнитивные процессы.

Абстрактное искусство — также известное как беспредметное или нефигуративное — зародилось в начале XX века, когда художники буквально «устали» от привычных им форм и решили писать абстрактные. Среди самых известных представителей абстракционизма — Казимир Малевич, Марк Ротко, Василий Кандинский, Александр Родченко, Артур Доув, Пит Мондриан и многие другие.

Как сообщается в статье, опубликованной в журнале PNAS, авторы работы обнаружили, что абстрактное искусство связано с тем, насколько далеко событие представляется нам в пространстве и времени. Например, объясняет один из авторов работы Дафна Шохами из Колумбийского университета (США), подумайте о пикнике: можете ли вы вообразить, что он будет происходить завтра (психологически близко) или через год (психологически отдаленно)? Теория гласит, что у каждого из нас будут разные представления об этих двух событиях. Например, «завтрашнему» пикнику присущи конкретные особенности (что поесть и куда пойти), а отдаленный будет отличаться абстрактными элементами более высокого уровня (вы начнете думать, как насладитесь этим событием с друзьями).

В то время как другие исследования показали, что субъективный опыт (субъективное переживание, испытываемое только одним человеком, элемент субъективной реальности) в абстрактном искусстве отличается от опыта в фигуративном (описывающем объекты, сохраняющие сходство с реальными — от которых произведены), авторы новой работы уверены, что разные степени художественной абстракции вызывают заметно различное мышление. «Это означает, что искусство влияет на наше общее когнитивное состояние, которое выходит за рамки того, насколько мы наслаждаемся им, — говорит Шохами, — чтобы изменить то, как мы воспринимаем события и принимаем решения».

В рамках эксперимента команда ученых показывала его участникам предметы абстрактного и фигуративного искусства и просила принять решения, которые позволят определить, насколько «близко» или «далеко» они воспринимают ту или иную картину: например, повесят ли ее в гипотетической галерее поблизости или отправят в другой регион. В трех экспериментах (два проводили онлайн, один — в лаборатории) добровольцам продемонстрировали 21 картину, каждая из которых была написана одним и тем же художником: в ряде его работ были как принадлежащие к фигуративному искусству, к абстракционизму или к промежуточному стилю.

Онлайн-эксперименты, в каждом из которых участвовали 840 человек, исследовали «психологическую дистанцию» ​​во времени и пространстве. Лабораторный эксперимент (51 человек) контролировал личные предпочтения и опыт, способные повлиять на ответы респондентов. Во всех случаях ученые обнаружили, что абстрактное искусство надежно выявляет бо́льшую мыслительную дистанцию: по словам авторов, это указывает на «более абстрактное мышление», чем то, которое пробуждает фигуративное искусство.

Так, в ответах обнаружились закономерности: те, кто смотрели на предметы абстрактного искусства, хотели показать их на выставках «через год» и «в другом штате». А те, кто смотрел на «более репрезентативное» искусство, с большей вероятностью были готовы продемонстрировать эти картины на «сегодняшней» выставке в помещении, расположенном поблизости.

«Мы измерили уровень конструктивности, вызванный абстрактным и фигуративным искусством, и попросили участников отнести абстрактные/репрезентативные картины одного и того же художника к ситуации, которая была временно или пространственно близка или далека. Так мы обнаружили, что абстрактные картины были отнесены к отдаленной ситуации значительно чаще, чем репрезентативные. Это указывает на то, что абстрактное искусство напоминает о большей психологической дистанции. <…> Полученные выводы показывают, что абстрактное и репрезентативное искусство оказывают различное влияние на познание», — рассказали авторы исследования.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
28 июня
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

Позавчера, 17:23
Людмила Соколова

Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.

Позавчера, 11:35
Игорь Байдов

Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

28 июня
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

Позавчера, 17:23
Людмила Соколова

Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

7 Комментариев
-
0
+
Современное "искусство" это заговор и на поддержание его легитимности тратится много усилий. Но если авторитетные специалисты объявят мазню шедевром достаточно часто, возникнет обратная связь и в сохранении рыночной ценности "баночки с говном" станут участвовать совершенно не заинтересованные люди. Забавно глянуть с чего начинались прямоугольники Ротко. Сколь-нибудь осмысленные предметы с его картин исчезли не сразу. И все его номерные картины, "желтый над фиолетовым" и вовсе "без названия" родом из этого комода. Просто мальчик стал со временем не нужен. В принципе картины Ротко несложно отличить от мазни пятиклассника, но порой грань очень тонка. Авторы теста не хотели обижать земляка и подобрали довольно грубые "подделки", но все равно с первого раза у меня не получилось опознать все. https://chayka.lv/2019/09/25/test-smozhete-li-vy-otlichit-kartiny-marka-rotko-ot-detskogo-risunka/
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно