Обнаружено древнейшее животное с противопоставленным пальцем — Naked Science

Обнаружено древнейшее животное с противопоставленным пальцем

4.7

Еще в юрском периоде в палеолесах Китая жили необычные крылатые динозавры с противопоставленным «большим» пальцем.

©Chuang Zhao

Противопоставленный палец считается одной из самых продвинутых черт, свойственных человеку и близким родственникам. Хотя он встречается и у других приматов, сумчатых, в некоторой степени — у грызунов, хамелеонов, некоторых птиц и даже вымерших динозавров. Недавно палеонтологи нашли древнейший пример животного с противопоставленными пальцами — останки крылатого ящера, летавшего и ползавшего по деревьям еще 160 миллионов лет назад. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Вайсум Ма (Waisum Ma) из Бирмингемского университета и его коллеги из США и Китая проводили работы на формации Тяоцзишань. Она расположена в провинции Ляонин на северо-востоке КНР и сохраняет многочисленные останки жизни позднего юрского периода. Их не удалось полностью извлечь из камня, и ученые использовали рентгеновскую компьютерную микротомографию, чтобы получить их трехмерную модель и реконструировать животное.

©Chuang Zhao

Это был сравнительно мелкий птерозавр — крылатый ящер, близкий к дарвиноптерам, с размахом крыльев около 85 сантиметров. Первые пальцы на обеих «руках» у него оказались противопоставлены. Это первый такой образец для птерозавров, и вид получил имя Kunpengopterus antipollicatus, хотя неформально ученые назвали его «Манкидактилем» (Monkeydactyl, «обезьянопалый»). Почему именно у этого ящера развилась такая особенность, в точности неясно.

Ученые связывают это с нишевым разделением, которое позволило K. antipollicatus освоить кроны деревьев — нишу, недоступную для соперников. «Палеолес Тяоцзишаня служил пристанищем множества существ, включая три рода дарвиноптеровых птерозавров, — говорит Сюаньюй Чжоу (Xuanyu Zhou), один из авторов работы. — Наши результаты показывают, что K. antipollicatus занимал отдельную от Darwinopterus и Wukongopterus нишу, что, видимо, снижало конкуренцию между этими птерозаврами».