Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Математика нефти: пять необходимых на каждом месторождении формул
Главный современный углеводород — нефть — не так-то просто добыть. Геологам приходится работать на удаленных от больших городов месторождениях, организовывать нефтедобычу в холодном море, бурить скважины под углом, строить гигантские сооружения для обслуживания процесса и совершать другие технологические подвиги. Naked Science разобрал пять формул, которыми пользуются нефтяники для изучения месторождений, прежде чем вообще начинать разработку и строительство инфраструктуры.
Зачем стучаться в месторождение
Геологи начинают изучать потенциальное место добычи нефти с «простукивания» земли с помощью специального оборудования. Машина «стучит» по земле и этим генерирует акустические волны. Волны попадают в толщу земли и распространяются в ней. Если звуковая волна встречает препятствие — камень, пустоту или полость с нефтью, — она частично проходит дальше, в это препятствие, а частично отражается от него и летит обратно, к машине. На ней находятся не только устройства для простукивания, но и датчики, способные улавливать отраженные звуковые волны. По характеристикам этих волн нефтяники понимают, есть ли в недрах что-то ценное.
Основная формула для сейсморазведки — формула акустического импеданса. Она учитывает плотность среды, в которой распространяется волна, и скорость ее распространения. По двум этим параметрам рассчитывают импеданс, то есть меру сопротивления среды акустическим волнам.
У исследователей месторождения есть данные о плотностях разных веществ и скоростях распространения волн в них, поэтому по импедансу можно понять, есть ли в породе углеводороды, как глубоко они находятся, чем окружены и какие у месторождения объемы запасов этого ресурса.
Изучение конкретного пласта породы
Допустим, нефть обнаружена. Скорее всего, это залежи в песчаниках — пористой породе. Она не монолитна, а похожа на губку, только эту «губку» нельзя легко сжать: ее плотность сопоставима с гранитом.
Поры в песчанике могут быть заполнены нефтью, водой или газом. Сеть пор сильно разветвлена и может быть хорошо или плохо соединена между собой. Характеристики пор и материала, соединяющего песчинки, могут принимать широкий спектр значений, и каждая из них влияет на сложность добычи нефти.
Чтобы оценить характеристики пласта песчаника, используют формулу Вилли: снова придется использовать акустические волны, но уже не на поверхности месторождения, а под землей.
Специалисты бурят скважину, цилиндрическое отверстие в земной породе глубиной несколько километров. В скважину опускают датчик и распространитель волн. По тому, как быстро распространяются акустические волны в выбранном пласте, геологи могут понять пористость породы и есть ли в порах жидкость.
Не только звук, но и электропроводность
Мы на новом этапе. Уже известно, что в породе есть жидкость. Но это может быть вода, а не нефть, или то и другое одновременно.
Геологам снова нужно решить, не слишком ли много воды в выбранном пласте породы. В дело вступает формула Арчи — Дахнова, определяющая насыщенность порового пространства.
В скважину снова отправляется прибор, на этот раз для исследования характеристик электропроводности пласта породы. Вода проводит электричество лучше углеводородов более чем в пять раз, поэтому отличить одно от другого с помощью формулы — рутинная задача для специалистов.
На что влияет размер скважины
Пришло время собрать все, что геологи узнали, и посчитать, насколько сложно будет «выманить» нефть из пласта породы.
Уравнение Хокинса помогает рассчитать скин-фактор — меру того, насколько сложно поднять нефть на поверхность. В нем учитываются не только характеристики породы и давление на глубине, но и то, на что нефтедобытчики могут влиять: параметры скважины, ее диаметр и потенциальная производительность. Чем ниже скин-фактор, тем легче будет добыть нефть.
Кое-что для будущих нефтяников
С современными технологиями добычи нефти из каждого месторождения можно извлечь только 20-40 процентов от общего запаса известными способами, остальное остается глубоко под землей. Ученые и инженеры постоянно работают над новыми и альтернативными способами добычи нефти, технологиями и машинами для этого, но на данном этапе технические ограничения все еще есть.
Чтобы те, кому предстоит добывать оставшуюся нефть, точно знали, чего ожидать от месторождения, специалисты вывели формулу Крылова. Она показывает коэффициент нефтеотдачи, он же — коэффициент извлечения нефти — отношение величины извлекаемых запасов ко всем геологическим запасам месторождения.
Чем выше этот коэффициент, тем эффективнее проходит добыча на месторождении. Анализ данных по формуле Крылова дает геологам найти проблемы месторождения, проанализировать ситуацию и предложить способы повысить долю извлечения нефти.
Это только некоторые из плеяды формул и сложных расчетов, которые нужны геологам, инженерам и технологам для добычи углеводородов. Молодые нефтяники изучают фундаментальные основы и тонкости геологоразведки и процесса добычи углеводородов в крупнейших вузах страны. Чтобы правильно пользоваться формулами, специалист должен иметь университетскую подготовку и немалый полевой опыт, а полную картину состояния месторождения может построить только большая команда. И займет это месяцы или даже годы тщательной геологической разведки.
Реклама. ООО «Газпромнефть-НТЦ», ИНН 7838395487. ERID 2VtzqxMajh4.
Резкий крен, падение в воздушную яму и тревожный сигнал ремней безопасности — знакомые ощущения для любого, кто часто летает. Для миллионов пассажиров турбулентность остается главным источником дискомфорта и страха в полете. Но авторы нового исследования обещают перевести ее из разряда непредсказуемых явлений в область точной науки. Они заявили о создании, возможно, самой передовой математической модели турбулентности, которая поможет сделать полет гораздо спокойнее.
Одни романы, едва появившись на свет, мгновенно взрывают чарты книжных рейтингов, но через пару лет о них забывают все, кроме литературоведов. Другие, не так удачно стартовавшие в год публикации, продолжают завоевывать сердца новых читателей даже спустя век. В чем их секрет? Оказывается, разгадка кроется не только в сюжете, но и в самой ткани повествования.
Один из крупнейших ударных кратеров на видимой стороне Луны — Море Ясности (Mare Serenitatis) — образовался на 300 миллионов лет раньше, чем считалось. К такому выводу ученые пришли, проанализировав камень, доставленный на Землю астронавтами «Аполлона-17» в 1972 году. Открытие может привести к пересмотру ранней истории Солнечной системы.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Резкий крен, падение в воздушную яму и тревожный сигнал ремней безопасности — знакомые ощущения для любого, кто часто летает. Для миллионов пассажиров турбулентность остается главным источником дискомфорта и страха в полете. Но авторы нового исследования обещают перевести ее из разряда непредсказуемых явлений в область точной науки. Они заявили о создании, возможно, самой передовой математической модели турбулентности, которая поможет сделать полет гораздо спокойнее.
Вопреки прогнозам о деградации тропических джунглей из-за антропогенных изменений климата, их деревья быстро наращивают биомассу и размеры. Причем это относится и к крупным, и к более мелким из них.
Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии