Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
24 августа
Михаил Орлов

Пестициды предложили заменить муравьями

3.8

Химические средства борьбы с вредителями, то есть различные пестициды — серьезная проблема для окружающей среды и общественного здоровья. Поэтому ученые стараются заменить их биологическими методами борьбы — в новой статье в таком качестве рассматриваются муравьи.

Муравьи атакуют жука
Муравьи атакуют жука / © stocksy

Экологические проблемы, связанные с выращиванием сельскохозяйственных культур, стимулируют поиск новых, порой довольно экзотических агротехнологий. Важной остается проблема вредителей полей, то есть насекомых и других животных, которые уничтожают урожай и посевы.

Для борьбы с непрошенными гостями используют пестициды — химические соединения, которые не всегда избирательны и могут вредить другим животным и экосистеме в целом. Более того, с водой и продуктами пестициды попадают в организм человека, что связано с немалой опасностью для здоровья. Ко всему прочему со временем такие вещества теряют эффективность из-за адаптации к ним вредителей.

Всех этих недостатков лишены биологические способы борьбы с вредителями — скажем, использование насекомых — их естественных врагов. Ученые из Бразилии, США и Испании опубликовали мета-анализ, то есть обобщили результаты множество работ, посвященных использованию в таком качестве муравьев. Это распространенные социальные насекомые, ведущие образ жизни неспециализированных хищников. Среди огромного числа доступных в базах данных статей авторы выбрали 52, в которых рассматриваются 17 различных сельскохозяйственных культур и разнообразные технологии их возделывания.

Интересно отметить, что применение муравьев в качестве «живых пестицидов» имеет богатую историю. В Китае с помощью этих насекомых защищали урожай цитрусовых много веков назад. Позднее различные муравьи применялись на полях и в лесах в разных уголках мира — весь этот опыт обобщен в новой публикации.

Муравьев в ней рассматривают как инструмент контроля, поставщиков экосистемных услуг, а также источник проблем, которые могут возникнуть в процессе применения этой необычной агротехнологии. Оценивались урожайность и повреждения культур, а среди дополнительных факторов — численность вредителей, их естественных врагов, площади посевов, система севооборота и время возделывания участка.

На основании этих данных сделан вывод, что муравьи успешно справляются с вредоносными насекомыми, не выделяющими медвяную падь (таковы тли и червецы). С самими тлями все на так просто: муравьи часто содержат и разводят этих малоподвижных и сосущих сок растений существ, подобно тому, как человек поступает с коровами. Дело в том, что шестиногие хищники слизывают питательные выделения, выступающие на поверхности тела тлей, и именно поэтому заботятся о них.

Оказалось, муравьи также снижают численность других хищных насекомых (главным образом неизбирательных к жертвам), поскольку конкурируют с ними. К негативным следствиям разведения муравьев ожидаемо отнесли возрастание числа тлей и им подобных.

Мета-анализ позволил сделать выводы о высокой эффективности муравьев для борьбы с вредоносными насекомыми — порой они даже превосходят коммерческие пестициды. Самыми оптимальными для них культурами оказались тенелюбивые, а самые скромные результаты связаны с растениями, на которых чаще обитают тли.

Авторы убеждены, что речь идет о перспективной агротехнологии, которая будет способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства.