Изучив более 2000 видеоблогов на YouTube, исследователи из Тилбургского университета, Нидерланды, обнаружили, что мы склонны отражать эмоции тех, кого видим в интернете, и ищем людей, которые разделяют наши эмоции.
«Наше исследование служит напоминанием о том, что люди, с которыми мы сталкиваемся и видим в интернете, непосредственным образом влияют на наши повседневные эмоции. Воздействие счастливых или, наоборот, агрессивных людей может сделать нас самих более счастливыми или агрессивными», — утверждает ведущий автор исследования Ханнес Розенбуш (Hannes Rosenbusch). Работа опубликована в журнале Social Psychological and Personality Science.
Перенос психического настроя от одного человека другому (или группе людей) и эмоциональное воздействие при непосредственном контакте называется в психологии «эмоциональным заражением». Кроме того, мы склонны к поиску себе подобных — людей со схожими взглядами и настроениями. Ежедневно на YouTube просматривается почти пять миллиардов видеороликов, но в своей работе исследователи сосредоточились на влогах и влогерах, которые делятся с аудиторией эмоциями и опытом: минимальное количество подписчиков этих каналов составляло десять тысяч, а некоторые имели несколько миллионов.
Чтобы измерить, испытывали ли люди, смотрящие влоги, эмоциональное заражение и перенимали ли наблюдаемые настроения, ученые изучили слова и эмоции, которые выражали влогеры, и проанализировали выраженные лингвистически эмоции среди комментариев. Команда исследователей нашла доказательства того, что есть как устойчивый, так и немедленный эффект корреляции эмоций видеоблогера с эмоциями аудитории. Когда ютьюбер публикует видео с позитивным посылом, аудитория реагирует усиленными позитивными эмоциями. То же самое верно и для других эмоциональных состояний.
Ученые подчеркивают, что в этом исследовании рассматривается сложная человеческая система, а потому признают, что влияние настроения блогера на эмоции аудитории, вероятно, наряду с «эмоциональным заражением» включает в себя совокупность таких явлений, как сочувствие, симпатия и множество других факторов.
«Наша социальная жизнь может все больше переходить в онлайн-среду, но наши эмоции и то, как мы ведем себя по отношению друг к другу, всегда будут зависеть от основных психологических процессов», — подытоживает Розенбуш.
Это исследование стало первой работой, которое в качестве источника для изучения «эмоционального заражения» использовала видеоконтент. Тем не менее другие ученые получили похожие результаты, изучая текстовый контент в социальных сетях, таких как Twitter и Facebook.