Психология

Психологи определили, как мы взаимодействуем со своей совестью

Специалисты из США узнали, каким образом люди принимают «моральные» или «антиморальные» решения.

Работа опубликована в журнале PNAS. Изречение «А если бы все так сделали…» (применимо ко всем антиобщественным действиям: от вставания ногами на лавку до вождения в нетрезвом виде) известно каждому из нас с детства, а вот то, что эта нехитрая максима входит в особый тип философский рассуждений, называемый универсализацией, знают не все. В соответствии с философской концепцией такая стратегия, помимо всего прочего, помогает многим людям блокировать «антиморальные» решения еще на этапе их возникновения.

Как же дело обстоит на практике? Это и решили выяснить психологи из Массачусетского технологического института и Гарвардского университета (США). Для этого они провели ряд исследований, в которых приняли участие как взрослые, так и дети в возрасте от четырех до 11 лет. Как и ожидали ученые, многие из взрослых поддерживали логику универсализации и активно пользовались ею для решения повседневных вопросов. То же самое можно было сказать о детях.

Так, в одном из исследований участников спрашивали, как они относятся к тому, чтобы некий гипотетический рыбак стал использовать новый, усовершенствованный вид рыболовного крючка, при помощи которого смог бы поймать больше рыбы. При этом предлагалось два сценария развития событий: в первом случае такими же крючками могли воспользоваться все жители деревни (в результате чего в поселении вскоре не осталось бы рыбы), во втором — только один рыбак. Большинство участников оценили действия рыбака в первом случае как неправильные, а во втором — наоборот.

Схожие результаты продемонстрировали дети. Им рассказали историю о том, как один ребенок захотел взять в парке камешек для своей коллекции. Случай, когда такой же камешек нужен был другим детям, но ребенок все-таки забирал его, юные участники оценили как неприемлемый. Они оказались солидарны с ребенком, взявшим камень, если другим детям он был не нужен.

Интересно, что дети не смогли объяснить, почему высказались против решения забрать камень, если он был нужен в равной степени и другим. Таким образом, ученые предположили, что даже если человеку не известен механизм универсализации, он все равно будет использовать его в принятии решений.

На основании своих экспериментов исследователи также обнаружили возможность создания математической модели, которая сможет точно прогнозировать то, как будут меняться суждения людей в зависимости от изменений тех или иных факторов.

Комментарии

  • Картина - Jan Steen: De dorpsschool (деревенская школа), ок. 1665г. У художника есть и другая картина с тем же названием.

  • Ага, я тоже подумал, что вроде как голландцы. Поисковик приводит к одноименному одежному бренду :)

  • Повеселил лайфхак для определения художника без помощи гугла )) Оказывается на картинах Ван Эйка все люди похожи на Путина, Фрида упорно рисовала людей с монобровью, персонажи Караваджо женоподобны, а Микеланджело любил изображать качков. И жизнерадостного Ренуара теперь легко отличу от грустного Мане. Хотя, если честно, мне непонятно чего вы докопались до картины, которой обычно иллюстрируют проблемы в образовании, хоть у нас, хоть в Нидерландах. https://istorik.net/90-uznat-khuzhozhnika-po-kartine.html