Рубрика Медицина

Ученые определили факторы риска нарушения фазы быстрого сна

Сотрудники Университета Макгилла (Канада) назвали прием антидепрессантов, диагноз посттравматического стрессового расстройства или повышенной тревожности факторами риска для расстройства фазы быстрого сна, которое характеризуется криками и активными движениями.

Фаза быстрого сна, как известно, характеризуется повышенной активностью головного мозга и сопровождается быстрыми движениями глазных яблок. Именно в это время человек, как правило, видит сновидения. Во время этой фазы мозг посылает определенные сигналы, которые не позволяют мышцам двигаться, однако у людей с нарушением быстрого сна этого не происходит. Человек может кричать, размахивать руками, бить кулаками и ногами, вплоть до нанесения вреда себе или своему соседу по кровати.

«Об этом расстройстве поведения во время сна известно не так много. Мы подозреваем, что оно может быть связано с приемом определенных препаратов или выступать в качестве раннего признака другого неврологического состояния, такого как болезнь Паркинсона, деменция с тельцами Леви или множественная системная атрофия. Определение образа жизни и личных факторов риска, связанных с этим расстройством сна, может помочь найти способы уменьшить шансы его развития», — утверждает доктор медицинских наук и главный автор исследования Рональд Постума (Ronald Postuma). Сама работа опубликована в журнале Neurology.

 

В исследовании приняли участие 30 097 человек, средний возраст которых — 63 года. Ученые провели медицинское обследование участников, узнали об их образе жизни, поведении, социальных, экономических и психологических факторах. Кроме того, каждого участника спрашивали об активных движениях во время сна. В ходе работы исследователи определили 958 человек — 3,2 процента — с возможным расстройством быстрого сна, исключив из выборки пациентов, страдающих болезнью Паркинсона, деменцией, болезнью Альцгеймера или апноэ во сне.

 

Исследователи обнаружили, что те, кто страдает от этого расстройства, в два раза чаще признавались, что принимают препараты для лечения депрессии. Люди с нарушением фазы быстрого сна также в два с половиной раза чаще имели посттравматическое стрессовое расстройство. Среди этой группы пациентов наблюдался больший риск развития психического заболевания, в полтора раза повышался риск возникновения психологического расстройства.

 

Помимо этого, исследование показало, что вероятность нарушения быстрого сна была вдвое больше у мужчин, нежели у женщин. Кроме того, риск появления расстройства был выше у тех, кто имел проблемы с алкоголем. В среднем среди подверженных расстройству людей их время обучения составляло 13,2 года, а у тех, кто не имел нарушений, — 13,6 года. Они также имели более низкий доход и чаще курили.

 

«Наше исследование не показывает, что эти факторы риска вызывают расстройства фазы быстрого сна, оно лишь демонстрирует связь. Это нарушение считается явным признаком будущих нейродегенеративных заболеваний, поэтому мы надеемся, что результаты помогут будущим работам. Чем больше мы будем знать об этом явлении, тем эффективнее в итоге сможем предотвращать такие заболевания, как болезнь Паркинсона», — подытоживает Постума.