04.10.2021
3 582

В Турции нашли 400 пещерных могил римского времени

3.6

Археологи обнаружили множество скальных гробниц возрастом 1800 лет.

Археологи внутри погребальной камеры. Хорошо видны узоры, нанесенные на штукатурку / ©Anadolu Agency

Раскопки в древнем городе Блаундус, которые проводят специалисты кафедры археологии Университета Ушака под руководством профессора Бирола Кана (Birol Can), идут уже много лет. В этом году исследователи объявили о находке сразу нескольких сотен гробниц, высеченных в скалах и связанных между собой.

Хотя археологических находок на месте античного города Блаундус довольно много, споры о его истории ведут до сих пор. Большая часть ученых полагает, что он был основан людьми из Македонии после анатолийской кампании Александра Великого. Жители дали городу имя Македонский Блаундус. Город и его окрестности были стратегически важными на протяжении веков из-за местоположения на маршруте, который соединяет Эгейский регион с внутренней частью Анатолии.

Но все исследователи согласны, что Блаундус пережил пришествия и упадки разных культур. Само его расположение практически на границе Лидии и Фригии говорит о том, что город просто не мог не быть мультикультурным. Первоначально находившийся под контролем македонян, позже он стал частью Пергамского царства, а потом — Римской империи. Последние упоминания Блаундуса относятся к XII веку.

Вход в гробницы / ©Anadolu Agency

Интересно, что на сегодня археологи обнаружили в городе два некрополя разных типов. Первый — несколько курганов на севере города, а второй — исследованные недавно скальные гробницы в южной части. Они представляют собой целый комплекс помещений. Основная часть — камеры с арочными саркофагами, высеченными в скальной породе. Помимо них, в гробницах нашли места, которые, как считается, использовали для погребальных церемоний. Главный вход в общий комплекс гробниц закрывала мраморная дверь, которую открывали во время погребения или церемоний.

Большая часть стен покрыта белой штукатуркой, поверх которой нанесены узоры из нарисованных виноградных веток, гроздьев и различных цветов.

По словам профессора Кана, анализ материалов и костей, найденных археологами, показывает, что скальные гробницы интенсивно использовали после II века нашей эры: «Мы можем сказать, что они выступали в роли семейных могил». Археолог считает, что под землей в древнем городе также находится множество могил.

По словам Кана, в приоритете исследователей — сохранение гробниц. Кроме того, они готовят проекты по продвижению и открытию этих сооружений для публичного осмотра. Для этого нужно построить пешеходную дорожку, которая охватывала бы всю территорию гробниц, и провести освещение.

Блаундус основали на холме, окруженном достаточно глубокой и широкой долиной. В город вел только один вход — через грандиозные по размерам ворота, построенные в эллинистический период, что делало его малоуязвимым. Надо отметить, что на протяжении своей истории Блаундус не раз разрушали землетрясения. Поэтому археологические находки там носят слегка хаотичный характер.

Руины Блаундуса / ©Anadolu Agency

Сегодня можно увидеть лишь некоторые остатки города: арку входных ворот северной стены, построенной в эллинистический период, секции монетного двора, некоторые части административных зданий и городских стен, ионийский храм, храм римского императора Клавдия и стадион.

На восточном склоне холма сохранились руины театра (сцена полностью разрушена, но видны зрительские ряды), а немного в стороне от города — еще один ионийский храм и несколько арок. Специалисты предполагают, что как минимум одна арка (сохранность которой позволила ее исследовать) — это акведук протяженностью около восьми километров. Совсем недавно была обнаружена римская баня, сейчас ее исследуют археологи.