Исследователи обнаружили, что скорость мутации у человека значительно ниже по сравнению с нашими ближайшими родственниками — приматами. Эти данные могут помочь в вычислении того, когда жил общий предок человека и шимпанзе, и сохранении крупных приматов в дикой среде.
На протяжении примерно миллиона лет скорость мутации у человека снижалась, и сегодня у людей ежегодно появляется значительно меньше новых мутаций, чем у наших ближайших родственников — приматов. К этому выводу пришли исследователи из Орхусского университета и Копенгагенского зоопарка. В новой статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution, описаны мутации у шимпанзе, горилл и орангутанов, а также их сравнение с соответствующими исследованиями, проведенными среди людей.
При помощи секвенирования всего генома семьи можно обнаружить новые мутации, определив генетические вариации, присутствующие у ребенка, но не у родителей.
«На протяжении последних шести лет было проведено несколько крупных исследований среди людей, так что у нас есть исчерпывающее понимание о количестве новых мутаций, происходящих у человека каждый год. До этого момента, однако, не проводилось качественных расчетов скорости мутаций у наших ближайших родственников — приматов», — говорит Сорен Безенбахер из Орхусского университета.
В ходе исследования были изучены данные отцов, матерей и отпрысков 10 семей: семь семей шимпанзе, две семьи горилл и одна семья орангутанов. У всех исследователи нашли больше мутаций, чем ожидалось, в сравнении с числом мутаций, которые обычно появляются в человеческих семьях с родителями одного и того же возраста. Это означает, что скорость ежегодных мутаций у людей примерно на одну треть ниже, чем у приматов.
Более высокие скорости у приматов влияют на то, сколько прошло времени с того момента, когда жил общий предок людей и шимпанзе. Более высокая скорость мутаций означает, что количество генетических различий между человеком и шимпанзе будет возрастать быстрее за более короткий период времени, чем предполагалось ранее.
Если применить новые данные к нынешнему пониманию скорости появления мутаций у приматов, исследователи предполагают, что отделение людей от шимпанзе произошло примерно 6,6 миллиона лет назад. Если же использовать для этих расчетов скорость появления мутаций у людей, то следует, что отделение произошло примерно 10 миллионов лет назад. Результаты также могут повлиять на сохранение гоминидов.
«Все виды гоминидов находятся под угрозой исчезновения в дикой природе. Более точное датирование изменений популяций относительно климата с течением времени может помочь нам понять, как виды будут справляться с дальнейшими изменениями климата», — говорит Кристина Хвильсом из Копенгагенского зоопарка.