8 августа
5 206

Мозг человека не уменьшался после перехода к сложным формам общества

4.7

Антропологи из США и Великобритании опровергли результаты исследований других ученых, опубликованные в прошлом году, и пришли к выводу, что мозг человека не уменьшался с момента трех тысяч лет назад. Более того, этого, похоже, не происходило с момента появления нашего вида — Homo sapiens.

Мозг человека не уменьшался после перехода к сложным формам общества / ©Getty images

В октябре прошлого года исследователи из США опубликовали работу, в которой показали, что наш мозг начал уменьшаться 12 тысяч лет назад, а пик этого процесса пришелся на период около трех тысяч лет назад, когда появились сложные формы общества.

Известный российский палеоантрополог Станислав Дробышевский считает, что уменьшение мозга началось еще раньше — порядка 25 тысяч лет назад. Эти процессы связаны с разделением труда, глобализацией и кооперацией, когда отдельно взятому человеку уже не нужно было хранить в голове знания обо всем в мире — каждый стал заниматься тем, что умеет.

Это понятно и с точки зрения биологии, ведь мозг — очень энергозатратный орган: куда экономичнее уменьшить его размер, ориентируясь на «коллективный разум», чем поддерживать индивидуальные «таланты».

Однако другие ученые — из университетов Невады (США) и Ливерпульского (Великобритания) — провели свое исследование и показали, что мозг человека не уменьшался ни три тысячи лет назад, ни, вероятно, с момента появления нашего вида. Свои выводы они представили в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Авторы работы изучили более 1000 музейных экспонатов черепов, на которые ориентировались исследователи из США в 2021 году. Повторный анализ с существенными корректировками по методам продемонстрировал, что никакого уменьшения мозга три тысячи лет назад не происходило.

Кроме того, антропологи выяснили, что объем серого вещества не слишком изменился за последние 30 и 300 тысяч лет. Помимо прочего, ученые приводят довод о том, что если бы такое уменьшение происходило, этот процесс должен был быть неравномерным, поскольку появление городов и сельского хозяйства в разных странах происходило в разное время.