Обычные опасения врачей-онкологов состоят в том, что лечение не подействует на больного, но это случай противоположный: экспериментальная терапия произвела настолько мощный эффект, что у медиков возникли опасения за здоровье бывшей больной. Об этом уникальном случае они рассказали в New England Journal of Medicine.
Началось все с испытания новой комплексной терапии, комбинирующей совместное использование двух одобренных препаратов против рака кожи – ипилимумаба и ниволумаба. Отобрав 142 добровольца, больных меланомой, ученые испытывали воздействие этих средств в сочетании друг с другом и с плацебо. Оба препарата представляют собой моноклональные антитела: ипилимумаб (рыночное название Yervoy) блокирует один из механизмов инактивации Т-лимфоцитов, а ниволумаб (Opdivo) – один из путей апоптоза, приводящих к гибели этих иммунных клеток.
Чтобы изучить их совместный эффект, ученые разделили подопытных на несколько групп, одна из которых получала лечение только ипилимумабом и плацебо, а вторая – ипилимумабом в сочетании с ниволумабом. Второй вариант оказался весьма эффективным: у 35% членов этой группы опухоль уменьшилась минимум на 80%, а у 22% исчезли всякие следы меланомы – впечатляющий и вдохновляющий результат для рака на IV стадии. Но не менее интересный эффект проявился лишь у одной из больных в этой группе.
49-летняя женщина страдает от меланомы уже четвертый год и успела перенести и хирургическое вмешательство, и курс химиотерапии – практически безрезультатные: уже после удаления на коже у нее под грудью начала расти внушительных размеров опухоль. Тогда она получила одну порцию комбинированного препарата, содержащего ипилимумаб и ниволумаб – и через три недели опухоль просто исчезла.
И хотя злокачественное образование действительно словно «растворилось», на месте его в грудной клетке больной осталась впечатляющая полость. Этот эффект озадачил медиков: до сих пор мало кто задумывался о подобных последствиях эффективной противоопухолевой терапии. В данном случае он не слишком опасен, но, если бы опухоль разрослась где-нибудь на сердце или в кишечнике, последствия появления такой полости могли бы оказаться даже опасными для здоровья едва успевшего излечиться пациента.