Исследователи из Каролинского института в сотрудничестве с английскими коллегами обнаружили в человеческих клетках новую структуру. Это новый тип белкового комплекса, используемого клеткой для прикрепления к своему окружению и играющего ключевую роль в делении клеток.
Клетки в ткани окружены сетчатой структурой, известной как внеклеточный матрикс. Для прикрепления к матриксу на их поверхности есть рецепторные молекулы, контролирующие организацию их больших внутренних белковых комплексов. Эти так называемые адгезионные комплексы соединяют внешнюю среду с внутренностью клетки и сообщают ей о ближайшем окружении, что, в свою очередь, влияет на ее свойства и поведение.
Исследователи из Каролинского института обнаружили новый тип адгезионного комплекса с уникальным молекулярным составом, отделяющим его от всех известных на сегодня. Исследование опубликовано в журнале Nature Cell Biology.
«Невероятно, что в 2018 году есть возможность открыть новую клеточную структуру, — рассказывает ведущий исследователь Стэффан Стромблад. — Существование этого типа адгезионного комплекса обходило нас стороной».
Новый адгезионный комплекс может ответить на вопрос, как клетка способна оставаться прикрепленной к матриксу при делении. Уже известные адгезионные комплексы растворяются в процессе для того, чтобы клетка разделилась. Однако с этим типом дела обстоят иначе.
«Мы показали, что новый адгезионный комплекс остается и удерживает клетку во время деления», — объясняет профессор Стромблад.
Ученые также показали, что новая структура контролирует способность дочерних клеток к расположению в правильном месте после деления. Эта функция памяти прервалась, когда ученые заблокировали адгезионный комплекс.
Исследование проводили на линиях человеческих клеток, в основном с использованием конфокальной микроскопии и массовой спектрометрии. Теперь необходимо провести дальнейшие опыты для изучения адгезионного комплекса у живых организмов.
«Наше открытие поднимает новые и важные вопросы о присутствии и функции этих структур, — говорит профессор Стромблад. — Мы считаем, что они также вовлечены в другие процессы, помимо деления клеток, но это еще предстоит выяснить».
Исследователи назвали новую клеточную структуру «ретикулярными адгезиями», что отражает ее сетчатую форму.
Комментарии
"Ретикулярная адгезия" плохо звучит. Вводит в заблуждение. У американцев адгезия и адгезии - это спайки. В единственном и множественном числе. А в русском адгезия - это процесс. В медицине и биологии это слово на каждом шагу. Наверное, лучше было бы перевести новое словосочетание как "ретикулярные адгезии". Сразу понятно, что это не процесс (он был бы один), а именно прикрепления (как спайки). Примерно как "ножницы" или "весы", которые не бывают в единственном числе.