Рубрика Наука

Эффект плацебо работает и в компьютерных играх

Подобно тому как сила самовнушения может сделать «пустышки»-плацебо действующими и даже излечивающими препаратами, от любимой видеоигры можно получить больше азарта и удовольствия, если поверить в то, что разработчики обновили ее. Даже если никакого реального обновления не было.

По словам профессора из Университета Йорка Пола Кернса (Paul Cairns), мысль посетила его после просмотра телепередачи, в которой рассказывалось о том, как простая таблетка плацебо привела к заметному повышению результатов у спортсменов-велосипедистов. «У людей есть заранее заготовленное представление, что небольшая белая таблетка должна производить определенное действие, – говорит Кернс. – Это определенным образом меняет ваше реальное восприятие окружающего мира». 
 
Чтобы апробировать идею с «виртуальным плацебо», Кернс и его коллеги собрали группу из 21 добровольца. Им предстояло сыграть два раунда в Don’t Starve – приключенческую игру, в которой необходимо искать и находить предметы для максимально долгого выживания в вымышленном мире. В первом раунде – как громко предупредили подопытных – игра шла в случайно сгенерированном мире. А во втором – о чем подопытным также было сообщено – игровая карта была «улучшена с помощью искусственного интеллекта, который учитывает личные особенности и навыки каждого игрока». 
 
Всё, как мы привыкли слышать от маркетологов, продвигающих новую версию продукта! Только вот никакой адаптации в эксперименте не проводилось: в обоих случаях игра шла на карте, сгенерированной совершенно случайно. Однако, по отзывам игроков, второй раунд игры понравился им намного больше. «Адаптивный ИИ поместил меня в более безопасное окружение и, кажется, подкинул полезные ресурсы и предметы», – сказал один. «Такую карту я прошел быстрее, что было, конечно, намного более приятно», – отметил второй. 
 
Авторы получили ровно такой же результат, повторив эксперимент с другой группой добровольцев, включавшей уже 40 человек, из которых половина играла в «обычную» игру, а вторая половина – в «обновленную версию». Удовольствие второй части подопытных было намного более заметным. 
 
Представляя результаты на прошедшей недавно в Лондоне конференции CHI PLAY, ученые призвали IT-разработчиков учитывать этот «эффект плацебо», тестируя свои новые продукты. Однако, возможно, кое-кто из маркетологов понял эти данные по-своему. Так что в будущем, установив обновление любимой игры, постарайтесь проверить, действительно ли она обновлена.