ВВС США отказались списывать «Бородавочника» и Dragon Lady

Командование Военно-воздушных сил (ВВС) США запросило средства на продление программы по эксплуатации самолетов-разведчиков Lockheed U-2 и штурмовых самолетов Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II.

Списание всех самолетов U-2 и A-10 планировалось в течение последних нескольких лет. Свое решение командование ВВС США мотивировало тем, что эти модели, являясь устаревшими, требуют существенных инвестиций в ремонт и содержание. В частности, прекратить эксплуатацию самолетов-разведчиков (неофициальное название Dragon Lady) и Thunderbolt II военные намеревались в 2019 и 2022 годах соответственно. Заменить их должны были стратегический разведывательный беспилотник RQ-4B Global Hawk и многофункциональные истребители-бомбардировщики из семейства Lockheed Martin F-35 Lightning II.

 

По словам заместителя помощника министра ВВС США по бюджетному планированию, генерал-майора Джеймса Мартина (James Martin), отказ от списания самолетов связан с изменениями геополитической обстановки: «Мир изменился, и мы стараемся поддержать наши ресурсы и возможности». Он добавил, что теперь срок вывода A-10 Thunderbolt II и Lockheed U-2 из состава ВВС не определен, эти самолеты продолжат нести службу. В проекте оборонного бюджета на следующий финансовый год командование также запросило средство на продление программы. Ранее за отказ от списания летательных аппаратов выступал Конгресс США.

 

Об этом пишет Defence News.

 

Конструкция A-10 / ©Mike Badrocke

 

Первый полет штурмовик Thunderbolt II совершил в 1972 году. Спустя пять лет он был принят на вооружение и в 1975–1984 годах серийно выпускался американской компанией Fairchild Aircraft (в 2010 году ее активы у M7 Aerospace выкупило подразделение израильской Elbit Systems). Всего было выпущено 715 таких аппаратов, 283 из них сейчас находятся в распоряжении ВВС страны. В 2010 году все A-10 прошли модернизацию с версии А-10А до А-10C. В результате они получили возможность нести оружие с лазерной системой наведения и цифровое бортовое оборудование. Стоимость проекта составила 420 миллионов долларов.

 

Из-за ограниченности применения и внешнего вида, за который самолет получил прозвище «Бородавочник» (Warthog), ВВС США искали возможность заменить A-10 многофункциональным истребителем F-16. Однако успешное применение в рамках войны в Персидском заливе подтвердило необходимость аппарата. Первоначально в качестве основного вооружения в нем использовалась 30-миллиметровая семиствольная пушка схемы Гатлинга GAU-8/A, расположенная в носовой части. Предназначенный для уничтожения наземной техники противника Thunderbolt II также оснащен одиннадцатью точками подвески для бомб и ракет.

 

Конструкция U-2 / ©Aviagraphica

 

Самолеты-разведчики Lockheed U-2 поступили на вооружение ВВС в 1957 году. До 1960 года модель считалась неуязвимой: в мае в ходе очередного, 24-го, полета над территорией СССР один из U-2 был сбит ракетой класса «земля — воздух». После этого полеты аппарата над Советским Союзом прекратились, продолжаясь у границ. Свою ценность самолет-разведчик доказал в 1962 году благодаря обнаружению строящихся на Кубе в рамках советской операции «Анадырь» стартовых позиций баллистических ракет. В том же году из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-75, расположенного на Кубе, был сбит второй U-2.