По информации источников, Китай и Россия подписали контракт на поставку партии истребителей Су-35. Общий его объем составит 24 машины.
О контракте изданию «Коммерсант» сообщил руководитель корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. «Долгие переговоры по поставке Су-35 в Китай завершены, мы подписали контракт», – заявил гендиректор. Всего китайцы получат 24 таких самолета, а общая сумма контракта составит 2 млрд долл. Таким образом, один Су-35 обойдется КНР в 83 млн долларов: примерно столько же стоят европейские и американские истребители поколения четыре плюс.
В рамках контракта не упоминается лицензионное производство самолета в КНР. Все машины, очевидно, будут произведены в России, в Комсомольске-на-Амуре. Это никак не должно сказаться на производстве боевых самолетов непосредственно для ВКС РФ. Напомним, текущие контракты предусматривают поставку российским военным 96 таких истребителей. По состоянию на июль 2015 года ВКС получили 36 машин. В российских вооруженных силах машине присвоен индекс Су-35С.
Впервые китайцы заговорили о планах приобрести истребитель в 2008 году, во время проведения салона Airshow China. Предварительное соглашение подписали в 2012-м, однако потом начались «пробуксовки». Одной из причин называлось желание КНР внести доработки в самолет – в частности, снабдить его собственной электроникой.
Эксперты считают, что истинная причина сделки между Китаем и Россией не афишируется. Дело в том, что китайцы хотят получить (читай – скопировать) технологии двигателя АЛ-41Ф1С, установленного на Су-35. В пользу этой версии говорит относительно малый объем закупаемых истребителей. Если бы перед КНР стояла задача усилить свои ВВС, число приобретаемых машин, очевидно, было бы намного выше. Китай мог купить и несколько Су-35, однако от этой идеи отказалась бы сама Россия.
Интересно, что китайские СМИ не так давно заявили «о полном превосходстве» своего истребителя J-11B (копия Су-27) над российским оригиналом. В целом Китай скопировал множество машин семейства Су-27. Недавно в воздух поднялся один из таких самолетов – J-11D. При этом у Поднебесной до сих пор нет двигателей, отвечающих современным требованиям. Даже истребители пятого поколения КНР, по некоторым данным, используют старые отечественные моторы.