Рубрика Наука

Знание нескольких языков облегчает адаптацию детей с аутизмом

Ученые установили, что билингвизм тренирует когнитивную гибкость у детей с аутизмом. Необходимость использовать несколько языков помогает детям легче переключаться между разными задачами.

Исследователи из канадского Университета Макгилл пришли к выводу, что билингвизм помогает детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) быстрее переключаться с одной задачи на другую — при РАС этот процесс может вызывать у детей трудности.

 

Многие современные психологи говорят о «билингвальном преимуществе» (bilingual advantage). Согласно этой точке зрения, использование нескольких языков в повседневной жизни улучшает исполнительные функции мозга: умение планировать свои действия, реагировать на различные типы ситуаций, уделять внимание более приоритетным стимулам. Билингвизм полезен и для когнитивной гибкости — способности переключаться с одной мысли или задачи на другую. Чаще всего этот эффект рассматривают с точки зрения пользы для людей без неврологических нарушений. По словам авторов новой работы, они одними из первых исследовали влияние билингвизма на развитие детей с РАС.

 

В эксперименте участвовали 40 детей в возрасте от шести до девяти лет. У половины детей было диагностировано какое-либо расстройство аутистического спектра, другие не имели неврологических нарушений. Также 50% участников работы были билингвами, остальные владели лишь одним языком. Итого в каждую исследуемую группу вошли по 10 детей. Им в случайном порядке показывали изображения двух типов: синих кроликов и красные лодки. Детей попросили сортировать изображения по цвету, выбирая синее или красное. Затем задача изменилась, сортировать нужно было по типу объекта.

 

Выяснилось, что среди детей с РАС билингвы лучше справлялись с более сложными тестами на «переключение». Их родители сообщали, что и в быту эти дети «переключались» легче. Исследователи считают, что эти результаты помогут родителям детей с РАС более рационально планировать их образование. Существует мнение, что необходимость использовать несколько языков может усугубить трудности с когнитивной гибкостью и речью у ребенка с аутизмом. Результаты новой работы говорят об обратном.

 

Ученые планируют наблюдать за развитием детей, принимавших участие в исследовании, в течение следующих 3–5 лет. Это позволит узнать, как билингвизм влияет на когнитивную гибкость в долгосрочной перспективе.

 

Исследование опубликовано в журнале Child Development.

 

Ранее ученые связали «блуждающий взгляд» при аутизме с повышенной чувствительностью подкорковых структур мозга.