По мнению российских космонавтов Сергея Крикалева и Анатолия Арцебарского, отечественную орбитальную станцию (ОС) «Мир» можно было эксплуатировать и после 2001 года наравне с МКС.
Орбитальный комплекс «Мир» был затоплен в Тихом океане в специально отведенном районе 23 марта 2001 года. Он вошел в историю как первая многомодульная станция: такие ОС состоят из секций, которые доставляются на орбиту по отдельности, а затем собираются в единый комплекс. «Мир» можно назвать «долгожителем». Станция начала функционировать в 1986 году и проработала в три раза дольше срока, отведенного ей первоначально.
Между тем сейчас российские космонавты Сергей Крикалев и Анатолий Арцебарский полагают, что «Мир» можно было эксплуатировать и дальше. «Ее можно было поддерживать, а уж насколько целесообразно, это уже такой вопрос философский. Технически станция была сделана очень хорошо, и несмотря на те проблемы, которые там были, часть проблем удалось ликвидировать, и технически станция могла продолжать летать», – говорит Сергей Крикалев. «Технически (на момент затопления, – NS) она была исправной», – отмечает, в свою очередь, Анатолий Арцебарский. По мнению Арцебарского, окончательную точку в судьбе «Мира» поставил успешный вывод на орбиту первого модуля МКС.
Крикалев высказал интересную мысль, согласно которой постройку МКС лучше было начинать не «с нуля», а в качестве пристройки к «Миру». Затем отечественную станцию можно было бы затопить, а международный проект остался бы на орбите. По мнению Крикалева, такая схема позволила бы более эффективно распределить ресурсы. Между тем космонавт скептически относится к идее «сосуществования» двух станций. «Тянуть две станции было бы очень тяжело», – подытожил космонавт. Поэтому затопление «Мира» он рассматривает прежде всего в контексте экономических, а не политических факторов.
В последние годы участились слухи о новой российской орбитальной станции, которая придет на смену МКС. Связаны они в первую очередь с планами свести с орбиты Международную космическую станцию в первой половине 2020-х. Российская станция может быть создана на базе модулей «Наука», «НЭМ» и «УМ», которые пристыкуют к МКС после 2017 года. Между тем проект чисто российской станции подвергается критике. Отмечается как большая его дороговизна, так и малая практическая ценность.
Комментарии
И "Буран-Энергия" можно было бы сохранить - все дело в коммерческой эффективности. Только АН-225 с того проекта и выжил, да движки ракетные.