Рубрика Наука

Псилоцибин помог пациентам с депрессией переживать отрицательные эмоции

Британские медики продолжают исследовать возможности псилоцибина (активного вещества галлюциногенных грибов) в терапии депрессии, не поддающейся лечению известными медикаментами. Новые эксперименты показали, что действие псилоцибина принципиально отличается от действия традиционных антидепрессантов.

В прошлом году группа исследователей из Имперского колледжа Лондона провела эксперимент с 12 пациентами, страдающими от депрессии, не поддававшейся лечению известными антидепрессантами. Прием псилоцибина оказал на большую часть пациентов заметный эффект; участники эксперимента отмечали улучшение эмоционального состояния, у некоторых эффект после двух приемов псилоцибина продолжался пять недель. Исследователи отмечали у пациентов, принявших препарат, усиление активности миндалевидного тела – участка мозга, подавление которого связывают со многими симптомами депрессии, такими как подавленное настроение и отсутствие мотивации.

 

В новом исследовании участвовало 20 пациентов с депрессией, не отвечавшей на прием стандартных антидепрессантов – селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). До, во время и после приема псилоцибина мозг пациентов наблюдали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии – методики, позволяющей в режиме реального времени наблюдать кровоснабжение различных участков мозга.

 

Пока пациенты находились в фМРТ-сканере, им показывали изображения человеческих лиц – счастливых, испуганных и с нейтральным выражением. Сканирование показало, что после приема псилоцибина активность миндалевидного тела повышалась при созерцании лиц, выражающих радость или испуг; этот эффект сохранялся как минимум в течение недели после эксперимента. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, наоборот, ослабляют реакцию миндалины на эмоциональные стимулы. Пациенты отмечали, что после приема препарата сильнее переживали и приятные, и негативные эмоции, однако легче справлялись и с теми, и с другими, и в целом чувствовали себя легче, чем до приема псилоцибина.

 

Авторы исследования предположили, что в основе терапевтического эффекта псилоцибина лежит механизм, отличный от механизма действия СИОЗС; псилоцибин обостряет эмоциональные реакции, но позволяет пациентам справляться с переживаниями, в то время как СИОТЗС притупляет эмоциональные реакции. «Я считаю, что у психоактивных веществ есть большой потенциал, возможно, они станут новым средством борьбы с последствиями глубоких душевных потрясений», – прокомментировал результаты эксперимента один из авторов работы Леор Роземан (Leor Roseman).

 

Однако прежде чем антидепрессанты на основе псилоцибина войдут в клиническую практику, ученым предстоит описать механизм их действия на молекулярном уровне и провести клинические исследования, установив рекомендованные дозы, противопоказания и побочные эффекты.

 

Результаты исследования опубликованы в журнале Neuropharmacology.