Рубрика Наука

Деанонимизация доноров эмбрионов сдружила семьи

Исследователи из Великобритании пришли к выводу, что раннее раскрытие личных данных участников донорства эмбрионов может положительно влиять на семьи.

Донорство эмбрионов предполагает помещение в матку плода, который был выращен для экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), но подвергся криоконсервации. Впервые технология была реализована в 1983 году, и сейчас из-за законодательных ограничений остается менее востребованной по сравнению с донорством спермы или ооцитов. Так, в Беларуси к имплантации допускаются эмбрионы, полученные анонимно, а Новая Зеландия, напротив, требует использования гамет супругов. При этом часто донорство не позволяет сторонам контактировать. Например, в России личность участников составляет врачебную тайну и может быть раскрыта лишь по достижении ребенком 18-летия. Побочные эффекты таких запретов неясны.

 

В качестве альтернативы Христианское агентство по усыновлению (Nightlight Christian Adoptions) США предлагает услугу усыновления эмбрионов (embryo adoption). В рамках программы Snowflakes организация открыто опосредует взаимодействие будущих реципиентов и доноров, поддерживая контакт между ними даже после рождения ребенка. В новой работе специалисты из Ливерпульского университета и Университета Хаддерсфилда оценили последствия такого подхода к раскрытию данных. Участие в опросе приняли 25 доноров эмбрионов и 40 реципиентов. На первом этапе ученые оценили состав семей, число донорских эмбрионов, тип договора, который был заключен, а также отношение респондентов к этому проекту.

 

Затем авторы повторили процедуру на подгруппе из восьми доноров и 12 реципиентов, включив в опрос такие пункты, как, например, частота и характер контактов между ними. Анализ показал, что если на первых этапах участники поддерживали связь через Nightlight Christian Adoptions, затем, еще до рождения ребенка, многие предпочитали перейти к прямому взаимодействию. Согласно интервью, в ходе встреч доноры и реципиенты обменивались личной информацией — фото- и видеоматериалами, — подарками, аккаунтами в социальных сетях. Большинство также сообщили о намерении поддерживать и поддерживали коммуникацию после родов, а доноров впоследствии знакомили с ребенком.

 

Таким образом, стороны формировали новые социальные связи, причем в ряде случаев участие во встречах (с интервалом в два–шесть месяцев) независимо от удаленности проживания принимали и иные реципиенты донора. Программу опрошенные оценили положительно, отметив ее пользу для эмоционального развития детей. К возможным отрицательным последствиям (респонденты о них не сообщили) ученые отнесли конфронтацию сторон на предмет стиля воспитания: юрисдикция США, как и иные, закрепляет право на вмешательство в жизнь ребенка только за реципиентами. Один из доноров при этом подчеркнул: «Нужно помнить, что это необычная ситуация, и избегать нарушения личных границ».

Подробности исследования представлены в журнале Human Reproduction.

 

Ранее мы писали, что практика усыновления эмбрионов получает в США широкое распространение.