Рубрика Наука

Не Falcon 9: для российской многоразовой ракеты выбрали неоднозначную концепцию

Перспективная российская многоразовая ракета легкого класса получила обозначение «Крыло-СВ». Ее хотят сажать по-самолетному.

Применение многоразовой первой ступени часто критикуют: в основном делают акцент на том, что в рамках современных реалий это излишне. Впрочем, многоразовость не навредила ракете Falcon 9, так как привлекла дополнительное внимание СМИ и новых заказчиков. А в России о новой частично многоразовой ракете заговорили столь же активно, как ранее обсуждали национальную орбитальную станцию или полет космонавтов к Луне.

 

Сейчас об особенностях перспективной российской многоразовой ракеты со ссылкой на Фонд перспективных исследований (ФПИ) сообщило РИА Новости. Работы намерены проводить в ускоренном темпе. Полнофункциональный демонстратор многоразовой ступени хотят создать в ближайшие четыре года.

 

Проект назвали «Крыло-СВ», где «СВ» обозначает «ступень возвращаемая». В ФПИ заявили, что были исследованы разные концепции, но специалисты остановились на «самолетной» схеме. При этом обратно на Землю ступень будет возвращаться на гиперзвуковой скорости.

 

Возможный облик российской многоразовой ракеты / ©РИА Новости

 

Техническое проектирование должно занять около года, ступень планируют изготовить с применением исключительно российских комплектующих. В качестве головного исполнителя по проекту сейчас рассматривают Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева. В рамках проекта хотят организовать широкую кооперацию с другими предприятиями космической и авиационной отраслей. В частности, за продувку аэродинамической модели будет отвечать ЦАГИ.

 

Профинансирует разработку Фонд перспективных исследований. В самой организации отмечают «хороший коммерческий потенциал» концепции. 

 

Напомним, что похожую идею уже предлагал сын Дмитрия Рогозина — Алексей Рогозин. Однако его инициативу раскритиковали эксперты. «Ноги (как у ракеты Falcon 9. — Прим. ред.) требуют минимальной массы и доработки, чем остальные варианты. Посадить по-самолетному можно. Сэкономить на этом — нельзя», — заявил специалист в области ракетно-космической индустрии и популяризатор науки Виталий Егоров. Отметим, что в России уже работали в рамках похожего проекта: речь идет о системе «Байкал-Ангара». Именно его сейчас взяли за основу.  

 

«Байкал-Ангара» / ©buran

 

Ранее стало известно о завершении аванпроекта возвращаемого ракетного блока многоразовой ракеты сверхлегкого класса.

Комментарии

    • Многоразовая уйня по отмывания денег .

  • Конструкция очень спорная.
    Во-первых, как такую крылатую махину будут центрировать во время вертикального полета.
    Во-вторых, шасси, элероны, прочая автоматика - дополнительный вес, как следствие меньше топлива, выше цена.
    В-четвертых, это планер, двигатель во время "самолетного" полета работать не будет, следовательно необходимо построить аэродром для принятия таких вот махин, и не один, так как не в одно направление все аппараты летают.
    В-пятых, складное крыло + гиперзвук хорошее я скажу сочетание полезной массы с надежностью.
    В-шестых, контурент использует ноги, т.е. два механизма с многоразовыми движками, да и с площадкой вертолетной + мобильную имеют еще. У нас же целый самолет, с необходимой авионикой, механизацией крыла, шасси, необходимостью аэродромов со своей инфраструктурой.
    В-седьмых, столь сложный аппарат реализовать в полной мере и за 10 лет не получится, вон та же 9-ка сколько модифицировалась, чтобы удачно сесть.

  • Самолётная схема тоже требует таскать с собой на взлёте много лишнего веса. Лучше всего сажать ракету также как американцы, - но без этих идиотских ног, которые ракета у них также должна таскать с собой.
    Никакой лишней массы ракета не должна таскать с собой в космос! Сделайте крюк в верхней части, чтобы, когда ракета будет садиться в заданной точке, вокруг неё сужался кольцом трос и подцеплял её за этот крюк. А потом осторожно опускал. Так никакой лишней массы не будет и можно будет выводить больше груза в космос.

  • Несомненно, за самолетной схемой будущее!
    Особенно, если "самолетом" станет не ступень, а весь носитель полезной нагрузки.
    Пример - британский Скайлон.
    Другое дело, какова цена и сроки разработки.

  • Ничто не мешает идти в двух или более направлениях, ибо, насколько мне известно из СМИ, финансирование проекта вертикально-возвращаемой 1-ступенчатой ракеты-носителя К.О.Р.О.Н.А. в 2016 году возобновлено, а развитие идеи самолётноё схемы возвращения первых ступеней покажет ЦАГИ, насколько перспективно создание таких крупных систем в будущем. Никто не может требовать от науки выбрать один единственный путь, только потому, что "так делают американцы". Предположу, что вас в детстве просто лишили чувства самостоятельности репрессивным воспитанием и вы ищете вокруг вас примеры поведения!

    • Это не наука а уже производство. И бизнес. Вот тут выбирать дорогие и не конкурентоспособные схемы мешает элементарный здравый смысл. А помогает извечная наша коррупция. Ну создадут очередную долгохрень которая просто не окупится (не найдет заказчика) и будет ржаветь как Бураны в свое время. Денежки освоят и дальше пойдут пилить бюджет.

      • Так любой исследовательский риск, который присутствует в науке можно натянуть на версию "-заведомого вредительства", как делал Сталин в 1937 году.

  • От фундаментальной науки никто не ждет немедленной прибыли. А вот от космической отрасли уже ждут. Ибо без прибыли там вообще не на что будет. Одна военка останется. Сами понимаете это уже и не база на Луне и не фобос-грунты а чисто спутники двойного назначения и прочие извилины от фуражки. Говоря еще проще российская комонавтика (как и все остальное) в такой опе что не до перспективных исследований и амбициозных проектов а лишь бы совсем не утратить.

  • Все равно что флот Украины в Азовском море в сравнении с нашим :) Модуль "Наука" который делали так дооолго что уже начал разваливаться от старости еще до запуска. Ангара которая оказалась никому не нужна. Восточный с которого за 3 года совершено 2 удачных запуска. Не любитель Усатого но... как-то лучше шло. Так бы и фиг с ним "исследовательский риск" если бы под это дело не росли налоги и пенсионный возраст.

  • Вон статейка лежит рядом "Россия рекордсмен по количеству пусков" Ага, старая, до крымнаша написана.