Рубрика Наука

Сканирование мозга выявило значение музыкального образования

Используя методы магнитно-резонансной томографии (МРТ), ученым удалось доказать связь музыкального образования с долговременным повышением эффективности работы головного мозга, как у детей, так и у взрослых. 

Хотя воздействие музыкального образования на когнитивные способности было выявлено значительно раньше, его влияние на развитие исполнительных функций до сих пор было плохо изучено.

 

Кроме того, в предыдущих исследованиях не делалось полноценного сканирования мозга, которое дает объективную оценку эффективности работы префронтальных областей коры.

 


Исполнительными функциями в нейропсихологии называются высокоуровневые когнитивные процессы, которые позволяют людям быстро получать и обрабатывать информацию, контролировать свое поведение, решать различные задачи, планировать и быстро подстраиваться под конкретную ситуацию.


 

В своем новом исследовании специалисты провели сравнение группы из 15 детей от 9 до 12 лет, получивших хорошее музыкальное образование, с контрольной группой из 12 детей того же возраста.

 

Испытуемые из первой группы регулярно посещали частные уроки музыки в течении как минимум двух лет. Каждый ребенок упражнялся на каком-либо музыкальном инструменте в среднем по 3,7 часа в неделю.

 

Ученые постарались, чтобы разница между представителями обеих групп была исключительно в наличии музыкального образования.

 

Все участники эксперимента происходили из достаточно высокого социального слоя (ведь дать музыкальное образование своим детям могут лишь достаточно обеспеченные родители). IQ у представителей обеих групп были также на одном уровне.

 

Параллельно ученые проводили схожие эксперименты с аналогичными группами взрослых добровольцев: 15 профессиональных музыкантов и 15 человек без музыкального образования.

 

При прохождении когнитивных тестов, как музыканты, так и дети с музыкальным образованием показали значительно лучшие результаты в ряде аспектов исполнительных функций. Это подтвердили и сканы МРТ, проводимые во время тестирования.

 

Сканы МРТ при переключении с одной задачи на другую во время тестирования. Панели А и B: активность мозга у детей из группы с музыкальным образованием и из контрольной группы соответственно. Панель С показывает области коры головного мозга, которые более развиты у детей с музыкальным образованием  

©Laboratories of Cognitive Neuroscience, Boston Children’s Hospital

Полученные изображения показали повышенную активность в префронтальных областях коры головного мозга у людей с музыкальным образованием. Именно такая активность позволяет человеку эффективно обрабатывать информацию и быстро переключаться с одной задачи на другую.  

 

Учитывая важность исполнительных функций, специалисты рекомендуют повышать их уровень, например, регулярно упражняясь на каком-либо музыкальном инструменте.